Древнее королевство Камбоджи
Итак, остатки строений чуть ли не трехтысячелетней 9 давности. Остатки культуры, связанной с какими-то пришлыми - то ли из Азии, то ли из Европы - народами. Так вначале были восприняты загадочные руины. И даже когда выяснилось, что руины Зимбабве были не единственным каменным сооружением в этих местах, это не изменило установившегося мнения.
Очень уж хотели видеть в Зимбабве плод чужеземной, прежде всего средиземноморской, культуры. "Помилуйте, какая цивилизация может быть у негров!" И каменный орнамент, напоминавший, допустим, бычью голову, тотчас же связывали с... критской культурой. И начинали гадать: не выходцы ли с Крита основали загадочное "царство Офир"?
Впрочем, если уж быть точным, то следует упомянуть и о теории, согласно которой каменные крепости и храмы в междуречье Замбези - Лимпопо - плоды деятельности финикийцев. Той их ветви, которая заселяла в древности юг Аравии. Писали: "Культура Зимбабве разделила неизбежную судьбу всех цивилизаций, ввезенных на африканский континент, был ли то Карфаген или Египет (?!). Сколь долго существовала связь с прародиной, столь долго существовали они, но когда связь разрушалась, бремя оказывалось непосильным, и последующее забвение было их неизбежной судьбой".
Так оно и шло вплоть до 1906 года, когда появилась книга английского профессора Рэнделла Мак-Айвера. После по меньшей мере дюжины сочинений, авторы которых доказывали неафриканское происхождение Зимбабве, эта книга произвела впечатление разорвавшейся бомбы. И не удивительно.
Нет никаких оснований утверждать, заявил Мак-Айвер, что руины Зимбабве старше тысячи лет. Более того, не только руины Большого Зимбабве, но и другие в этом районе следует отнести ко временам средневековья. А может быть, даже и к более поздним временам^
И еще: культура Зимбабве создана благодаря самостоятельному развитию негритянских племен банту. "Это - типично африканские сооружения, - говорил Мак-Айвер. - Их создатели - негроидная или негритянская раса африканской ветви".
...К тому времени уже многие из руин - остатков рудников, зданий - легли на карту страны машона и матабеле. И когда число этих древних памятников достигло трех сотен, когда уже в 20-х годах двадцатого века выяснилось, что они в общем похожи друг на друга, отпал и основной аргумент приверженцев финикийской теории. Триста руин, разбросанных на огромной территории, никак не могли быть остатками финикийской колонии.
И вот тогда-то вспомнили о сообщениях португальских хронистов. В них говорилось о некоем африканском государстве, занимавшем многие десятки тысяч квадратных миль - где-то вблизи Индийского океана, где-то между Замбези и Лимпопо. Называлось это государство Мономотапа.
Вспомнили и о свидетельстве много странствовавшего по свету купца и монаха, византийца Индикоплова, который еще в VI веке, рассказывая об Эфиопии, упомянул и о некоей "Земле Сасу", откуда жители Эфиопии (Аксум называлась она в то время) получали золото, выменивая его на скот, соль и железо.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Рубрики: Другие древние цивилизации |
Назад« На землях инковВперед »Неземные цари Эриды.
Комментариев нет
Вам нужно войти для комментирования.