Древнее королевство Камбоджи
Еще одна попытка к возрождению. Еще один кхмерский король отстраивает свой дворец на пепелище трех предыдущих. Это происходит вскоре, вероятнее всего, в 1406 году.
Но это последняя попытка. Сиам становится все более и более грозным соперником. Горцы таи, которые уже осаждали Ангкор в 1352 году, ведут себя все более неспокойно. Некогда центр могучей державы, Ангкор - в полукольце тайных и явных врагов.
Начинается великий исход. Короли, а вместе с ними и двор, покидают Ангкор. Уходят из города ремесленники. Перебираются с насиженных мест крестьяне.
1430 - 1431 годы. Ангкор предоставлен самому себе. Покинутый, он не может противостоять наступлению джунглей. Рушатся его недолговечные деревянные строения.
Остается лишь камень. Шоссе, аллеи статуй, храмы - многобашенные, покрытые изваяниями каменные глыбы. Каменные лики с застывшими улыбками на устах. Парапеты с изображениями богов и гигантов. Концентрические галереи. Павильоны-ворота. Снова башни, снова галереи, храмы на островках, крутые наружные лестницы, концентрические ограды. Кружево тончайших рельефов.
Теперь здесь резвятся обезьяны. И лианы, словно удавы, охватывают своими кольцами лестницы, павильоны, горы-пирамиды.
В конце XVI века один из камбоджийских королей, проникнув на охоте в спящее царство Ангкора, попытался вернуть городу былое значение: перенес сюда столицу, восстановил некоторые здания. В XVII веке Ангкор снова стал пустынным и мертвым.
Впрочем, он уже давно умер, этот город. Еще с тех пор, как была уничтожена его мощная ирригационная система. С тех пор, как его изуродовали завоеватели. С тех пор, как он перестал играть хоть сколько-нибудь значительную роль в истории Камбоджи.
...Такова история величия и падения Ангкора.
Время, леса, климат - все они - враги памятников древности. Многое было сделано для того, чтобы сохранить шедевры Ангкора и других древних городов Камбоджи. Но и предстоит немало.
Из реконструированных сооружений самое крупное и наиболее иззестное - храм Бафуон. Пять лет ставили его архитекторы на железобетонные опоры. Сейчас здание можно считать спасенным.
А. Варшавский
======================================
Зимбабве, город банту.
Обширная равнина, кое-где поросшая кустарником. На ней холм. Увенчанный скалами, он вздымается ввысь на несколько десятков метров. На самой вершине - руины крепости.
Отвесные, отшлифованные ветрами и непогодой, каменистые склоны. С ними сливаются мощные стены. Внизу шире - три с половиной метра, наверху наполовину уже. Расселины в скалах превращены в проходы. Каменные ступени. В западном углу остатки какого-то здания, окруженного стеной, возможно - святилища, ходы в подземные помещения.
Примерно метрах в пятистах, за небольшой долиной, - еще руины. Они тоже расположены на холме, только на меньшем, и тоже обнесены стеной. Стена эллипсообразная. Внутри эллипса еще стена. Коническая каменная башня десяти метров высотой.
Высокие столетние деревья, кусты, жесткая, высокая, чуть ли не в человеческий рост трава... А вокруг громоздятся плиты расколотого гранита. Того самого, из которого были построены эти крепости.
...Февраль 1488 года. Каравеллы португальского мореплавателя Бартоломеу Диаша примерно в 200 милях северо-восточнее мыса Доброй Надежды. Впрочем, мыс еще так не называется. Он вообще никак не называется. И Диаш сам толком не понимает, что же произошло. Поэтому он еще несколько дней держит путь на север. И только тогда убеждается: желанное свершилось! Ему удалось обогнуть с юга африканский материк! Открыт путь для походов в Индию. Мятежные матросы заставляют Диаша повернуть назад. Но дело сделано.
...Нехотя ползут против ветра три каравеллы Диаша. И когда они вновь подходят к южной оконечности Африки, их встречает буря. "Мысом Бурь" называет Диаш это место. Но португальскому королю не нравится такое название. Нужно что-нибудь более благозвучное, не такое отпугивающее.
И новооткрытый уголок земли получает название мыса Доброй Надежды. Потому что наконец-то можно лелеять надежду достичь Индии морским путем.
Сделает это, как известно, Васко да Гама. Но еще раньше некто Педро де Ковильяо, один из участников посланной португальским королем сухопутной экспедиции в Индию, через Аден попадает на Малабарский берег. И на обратном пути предпринимает разведку в Восточной Африке.
Он посещает земли по Замбези, видит гавань Софалу. На добрые двадцать лет опережает он тех своих соотечественников, которые обоснуются в этом районе и сделают Софалу португальским портом. Но от Софалы до некоего города Зимбабве всего лишь 300 километров по прямой.
Самое древнее из дошедших до нас описаний Зимбабве принадлежит португальскому хронисту ди Гоишу, родившемуся через год после того, как начался XVI век. Видел ли он сам этот город? Возможно. Но, скорее всего, он просто слышал о нем от арабских купцов.
"В самом сердце страны лежит сложенная из больших и тяжелых камней крепость. Эта удивительная и своеобразная постройка внутри выглядит так же, как снаружи, ибо камни ее скреплены без известкового раствора и ничем не обмазаны... На камне над входом выбита надпись, которая так стара, что никто не может ее прочесть. Вокруг, на той же равнине, разбросаны сооруженные таким же способом и другие крепости. Насколько мы в состоянии судить, все эти крепости воздвигнуты для того, чтобы защитить золотые рудники.. Король Банаматапа держит богатый двор, и его обслуживают стоя на коленях".
Насчет надписи ди Гоиш ошибся. Это просто орнамент. Насчет остального он, в основном, был прав.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Рубрики: Другие древние цивилизации |
Назад« На землях инковВперед »Неземные цари Эриды.
Комментариев нет
Вам нужно войти для комментирования.