Русские богатыри и другие герои славянских мифов
Русские богатыри
Кто такие богатыри русские? Это герои былин и сказаний, которые отличались не только большой силой, но и честностью, справедливостью; они защищали Русь и веру русскую от врагов, а также были защитой слабым и нуждающимся в помощи.
Подавляющая часть былин о русских богатырях относится ко временам Киевской Руси во время правления князя Владимира, в том числе и самые известные: об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Сочинял народ былины и в более поздние времена: например, богатырь Евпатий Коловрат — герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя; а Александр Пересвет — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», перед началом Куликовской битвы участвовал в традиционном поединке богатырей cо «злым печенегом из большого войска татарского» Челубеем.
В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события и имена, перешедшие в былины, действительно имели место в истории. Например, Илья Муровец: после его смерти был признан Святым и похоронен в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. А Добрыню Никитича уже давно многие исследователи сопоставляют с летописным Добрыней, дядей князя Владимира.
Изначально былины передавались в устной форме и были впервые опубликованы в 1804 году Андреем Якубовичем в составе «Собрания древних российских стихотворений Кирши Данилова». Считается, что Кирша Данилов работал на заводах Демидовых в 1740-х годах и тогда же составил свою рукопись.
В 1818 году вышло второе, более полное издание собрания Кирши Данилова, подготовленное известным филологом Константином Калайдовичем. Однако планомерное собирание русских былин началось в России только с середины XIX века. Наиболее известными собирателями и издателями былин были Павел Николаевич Рыбников (1832—1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831—1872).
Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин. Воинская доблесть, постоянная готовность встать на защиту земли русской против любого врага, будь то человек или нечисть великая, а также честный нрав — вот главные духовные черты, которым народ наделяет своих богатырей. Ну и , конечно же, былинные герои обладают недюжинной силой, «богатырским сном» и т.д.
Богатыри
Другие герои русских и славянских мифов
- Арысь-поле — один из самых древних образов славянской мифологии. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив превращения красавицы в русалку. Некоторые славянские мифы и сказания рисуют рысь настолько храброй, что она одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги.
- Китоврас — бог-кентавр, бог-строитель, былинный герой, ученый и изобретатель. Храм Солнца, построенный Китоврасом с помощью птицы Гамаюн, упомянут в «Книге Коляды».
- Кострома — славянское божество, дочь Купальницы и Семаргла, сестра Купалы. Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме.
- Купала — славянское божество. Праздновали Купалу, праздник летнего солнцестояния, в ночь с 23 на 24 июня. В этот день славяне отмечали праздник солнечного божества и почитание огня. Считалось, что связь огня и воды олицетворяла зависимость плодородия от яркого солнца и хорошего полива.
- Магура — дочь громовержца Перуна, облачная дева — прекрасная, крылатая, воинственная, Магура сродни скандинавской валькирии. Сердце ее навеки отдано ратникам, богатырям.
- Змей Огненный Волк — персонаж сербского эпоса, восходящего, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком, к общеславянскому мифу о чудесном герое-волке. Змей Огненный Волк может оборачиваться, помимо волка, также и другими животными.
- Поляницы Удалые — женщины-богатырши, героини древнерусского эпоса. Главными считаются две Настасьи: супруги Дуная и Добрыни. Силой и находчивостью отличается также Василиса Микулична — жена незадачливого богатыря Ставра Годиновича.
- Свентовит — западнославянский бог-герой. В храмах славян изваяние Свентовита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке Свентовит держал окованный металлом культовый рог с медом.
- Святогор — в славянской мифологии великан, сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Святогор был рожден для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать в светлый мир темные силы из Нави.
- Соловей-Разбойник — птица рахманная, представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря.
- Идолище Поганое — мифологизированный противник русских богатырей, представитель тёмной враждебной силы, нехристи, татарщины.