Запретные темы истории
Существует два понимания термина «запретные темы истории». Первое из них очень распространено последнее время среди широкой общественности и подразумевает некий налёт сенсационности. К нему относятся все разработки «альтернативных историков», «новых хронологов», «специалистов» по всевозможным сенсациям и обычно с действительной наукой имеют мало общего. Это и те, кто говорит, что нашёл Атлантиду, и приверженцы теорий о том, что монументальные сооружения древних цивилизаций построены инопланетянами, и энтузиасты гипотезы о существовании в Антарктиде секретного города нацистов, и многие другие.
Второе понимание понятия «запретные темы истории» циркулирует в основном среди профессиональных историков, публицистов и журналистов и в него входят те исторические темы и проблемы, изучение которых по тем или иным причинам либо затруднено, либо нежелательно в конкретных странах или на международном уровне. При тщательном рассмотрении такие «запретные темы» можно обнаружить в истории фактически любой страны или любого народа. Самый известный пример — это, конечно, проблема отрицания Холокоста, которая переросла рамки собственно научной дискуссии и давно является общественно-политическим вопросом, лежащим во многих странах в плоскости уголовного права. Но это не единственный подобный случай. Существуют и другие примеры.
Дискриминация буракуминов в Японии
Буракуминами называется социальное и, по классификации некоторых исследователей, этническое меньшинство Японии, представляющие собой потомков средневековой японской касты «отверженных». Вопреки распространённому мнению, кастовый строй существовал не только в Индии с их знаменитыми «неприкасаемыми», но и в Японии. Начиная с Раннего Средневековья в японском обществе постепенно формировалась прослойка людей, которые занимались «нечистыми» видами деятельности и в силу этого считались осквернёнными. Постепенно отдельный статус этих людей закреплялся, они передавали его по наследству, не могли вступать в брак с остальными японцами или даже контактировать с ними и жили в отдельных поселениях, напоминающих еврейские гетто.
Сама по себе в качестве исторического феномена проблема буракуминов не является какой-то особенной, однако в Японии её изучение является нежелательным, так как дискриминация буракуминов сохраняется до сих пор. Формально после Второй Мировой войны буракумины полностью уравнены в правах с остальными жителями Японии и правительство страны отрицает наличие дискриминации. Однако из-за строгой системы регистрации по месту жительства в Японии прекрасно известно, какие люди являются буракуминами и их почти никогда не принимают в хорошие школы, в высшие учебные заведения, не предоставляют престижную и хорошо оплачиваемую работу, даже в отношении создания семьи буракумины по сей день обычно вынуждены вступать в брак лишь с представителями своей группы.
Геноцид североамериканских индейцев
В ходе создания и развития Соединённых Штатов Америки с XVII по начало XX веков коренное население этих территорий, индейцы, были, во-первых, подвергнуты планомерному физическому истреблению; во-вторых, низведены до угнетаемого правового статуса. В ходе активного территориального расширения США в XVIII-XIX веках за счёт колонизации Дикого Запада правительство на первом этапе официально поощряло физическое уничтожение индейского населения, назначая денежные награды за каждый индейский скальп. Затем законодательно был зафиксирован принцип, согласно которому индейское население лишалось права собственности на землю, на которой они и их предки обитали в течение тысяч лет, после чего были приняты законы о переселении индейцев в резервации. В резервациях не было создано должных условий для проживания большого числа людей, в результате чего от голода, холода и болезней в них погибли миллионы индейцев. Тогда же официально было закреплено юридическое неравенство индейского населения.
Правительство инициировало и финансировало в конце позапрошлого века широкомасштабную кампанию по истреблению бизонов, которые составляли основу выживания индейцев. Индейцы были признаны гражданами США только в 1924 году. В настоящее время американские власти постепенно признают несправедливость политики своих предшественников в отношении коренного населения, однако до сих пор эта политика не признаётся геноцидом, на чём настаивает ряд учёных, которые заявляют как минимум о нескольких миллионах индейцев, погибших в результате действий властей США.
Проблема геноцида армян в Османской империи
В ходе действий турецких властей в 1915 году по перемещению, переселению, препровождению в особые концентрационные лагеря и в результате прямых погромов погибло, по современным оценкам, примерно 1,5 миллиона армян, проживавших на начало XX века на территории Османской империиОсманская империя: южный мост между Востоком и Западом . Эти действия турецкого правительства рассматриваются как часть общих мероприятий по преобразованию Турции в унитарное моноэтническое государство современного образца, проводимых во время Первой Мировой войны режимом «младотурок».
На сегодняшний день геноцид, то есть целенаправленное уничтожение группы людей по этническому или религиозному признаку, армян в османской империи официально признан большинством стран – участников международного сообщества. При этом в ряде стран предусмотрена уголовная или административная ответственность за отрицание геноцида армян – например, в Швейцарии и во Франции. При этом за почти сто лет официальная позиция турецкого государства не изменилась – согласно ей, никакого геноцида армян не было, а была лишь трагическая гибель части армянского населения в силу стечения обстоятельств, повлекших за собой гибель и большого количества турок. Турция традиционно вкладывает большие средства в научное обоснование своей позиции, на отстаивание которой направлена деятельность национальной исторической науки.
Александр Бабицкий