Идолище Поганое
Идолище или Одолище Поганое — былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, «нехристи», «татарщины». О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов. По одним из них, Илья Муромец убил «шляпою земли греческой» Идолище Поганое, «отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню спасенную», и тем спас от него Киев (по другим — Царьград). Идолище Поганое, называемое также «нечестивым», «некрещеными, «жидовским», «проклятым татарином», «проклятым», «обжорой», «идолом скоропитом» и сравниваемое с Тугарином Змиевичем и Батыгой Калиной, говорит о себе:
«Хлеба я кушаю по печи
          И мяса я ем по целому стягу
          И пива я пью по три яндовы» (до 40 ведер).
По описанию калики-богатыря Иванища и Алеши-Поповича:
«Голова у него с пивной котел
          А глазища у проклятого с пивны чаши
          А носище был калена стрела
          В плечах косая сажень
          А туловье будто куча сенна несметная.
          Лошадь его ведут 20 человек.»
По одному из вариантов, Идолище Поганое «объездил» Швецию, «Турецию», Казань, Рязань и Астрахань. Разбор сюжета древнерусских былин о Идолище Поганом изложен в трудах: «Русские былины старой и новой записи» под редакцией Н. Тихонравова и В. Миллера (М.,1894); В. Миллер, «Экскурсы в область русского народного эпоса» (М.,1892); его же, «Очерки русской народной словесности. Былины» (М.,1897).
Идолище сватает племянницу князя Владимира
Из-за моря-то, моря, братцы, синего,
          А из-за синего моря из-за Карского,
          Из-за Карского моря, Арапского
          А приходило три черненых три-то корабля,
          А в тих-то кораблях пришло поганое Идолище
          Как ко ласковому князю ко Владимиру.
          Он пришел ведь к нему сватом свататься
          На любимые всё его племянницы,
          Как на душечке все Марфы Дмитревны.
          Говорил-то он да таковы речи:
          «Уж вы гой еси, мои да три татарина,
          Уж вы младые мои всё корабельщички!
          Вы подите-ка ко городу ко Киеву,
          А ко ласкову-ту князю ко Владимиру,
          А как сватайтесь на его любимой на племяннице,
          Чтобы с чести он отдал за меня, с радости,
          А без драки ведь да кроволития.
          А расскажите про меня, про Идолища:
          А как руки мои по трех сажон,
          А как тулово мое – как сильной бугор,
          Голова моя – да как пивной котел,
          Глаза-ти у меня – да как пивны чаши.
          А как придете ко князю ко Владимиру,
          А да станете вы да свататься,
          А как будет просить сроку на три годика, —
          Не давайте-ка сроку на три годика;
          А как будет просить да на три месяца, —
          Не давайте сроку на три месяца;
          Будет просить да на два месяца, —
          Не давайте ему сроку на два месяца;
          А как станет просить на три неделечки, —
          Не давайте ему на три неделечки;
          А как станет просить на три суточки, —
          А бессрочного времени на свете нет».
А приходят три-то корабельщичка
          Ко князю ко Владимиру да в светлы светлицы,
          А не кстят они лица поганого,
          Не молятся да чудным образам,
          Как бьют они челом Владимиру,
          А князьям, боярам не бьют челом, не кланятся:
          «Уж ты здравствуй-ка, Владимир стольнокиевский!» –
          «Уж вы здравствуйте, дородны добры молодцы,
          А да три-то младых вас да корабельщичков!
          А ведь разве пришли вы торговать товарами да разноличныма?
          Вы торгуйте у мня безданно и беспошлинно».
          Говорят тут три татарина:
          «Не товарами пошли торговать да разноличныма,
          Мы пришли к тебе да сватом свататься
          На твоею на любимой на племяннице
          За того же за поганого Идолища.
          Ты отдай за него да с чести, с радости,
          А без драки отдай да кроволитныя.
          А ты с чести не отдашь, – мы боём возьмем.
          Руки, ноги у Идолища по трех сажон,
          А как тулово его – как сильной бугор,
          Голова его – да как пивной котел». —
          «Уж вы гой еси, млады три да корабельщички!
          Уж вы дайте мне-ка сроку на три годика подумати». —
          «Не даим-то мы те сроку на три годика,
          Не даим-то мы те сроку на два годика,
          Не даим тебе сроку на единый год,
          Не даим тебе сроку и на три месяца,
          Не даим тебе сроку на три неделечки». —
          «Ах, отдайте мне-ка сроку на три суточки!»
          Говорят тут три татарина да три мурина:
          «А бессрочного, братцы, времени на свете нет».
А давали князю сроку на три суточки.
          А да как пошли они на черны корабли,
          Да приходят они на черны корабли,
          Говорит поганое Идолище:
          «Уж вы гой еси, мои млады да корабельщички!
          А я дам ему-то сроку на три месяца».
          А во ту пору, во то время
          Собирал-то Владимир-князь почесен пир
          А на князей своих, на бояр же.
          А как вси на пиру сидят, пьют, едят да проклажаются.
          Говорил-то Владимир таковы слова:
          «Как ведь вси да князья, бояра!
          А пришло ко мне-ка свататься поганое Идолище
          На любимой-то моей племяннице,
          Как на душечке на Марфы всё да Дмитревны.
          Заступите-ка за ней, за мою племянницу».
          А как говорили князья, бояра:
          «Мы не будем губить народу православного
          За твою ту родную племянницу,
          А не будем проливать крови по-напрасному».
          Как пошел-то Владимир-князь да со честна пиру,
          А повесил буйну голову с могучих плеч,
          Он пошел прямо к Марфы Дмитревны в светлу светлицу.
          А как увидала Марфа Дмитревна –
          Как идет ее-то дядюшка не по-старому да не по-прежнему,
          Не по-прежнему да не по-досельнему, —
          А да как спрошала Марфа Дмитревна:
          «Еще что же ты, дядюшка Владимир-князь,
          А придешь ты ко мне не по-старому, не по-прежнему,
          Ты повесил буйну голову с могучих плеч?» —
          «Уж ты гой еси, моя родна любимая племянница!
          А как подошло туто поганое Идолище,
          А как сватайтся на тебе, всё на Марфы Дмитревны,
          А как сам он говорил да таковы речи:
          Еще с чести не отдам, дак «мы боём возьмем».
          Как его-то руки, ноги – по трех сажон,
          А ведь тулово – как сильной бугор,
          Голова его – да как пивной котел,
          Очи ясны у него – да как пивны чаши,
          А как нос его – как палка дровокольная».
Говорит тут Марфа Дмитревна:
          «Уж ты гой еси, дядюшка мой родимыя!
          Не губи народу по-напрасному,
          А не проливай крови горячую,
          А отдавай меня да с чести, с радости,
          Без драки отдай да кроволитныя.
          А только дай придано – три черных три корабля:
          А первой-от корабель грузи ты зеленым вином,
          А второй-от корабль нагрузи да пивом хмельным же,
          А третей-от корабль нагрузи да медом сладким же.
          Провожатых дай моих братьев крестовых, все названых же:
          А первого-то брата дай Добрынюшку Микитича,
          А второго-то брата дай Михайлушка Игнатьева,
          А третьего брата Олешеньку Поповича».
          А как дават ей князь три черных корабля,
          Нагружат напитками разноличныма.
          Повелась у князя тут ведь свадьба же.
          Посылали звать Добрынюшку с Михайлушком –
          душой-то красных девицей,
          А пошли они-то звать к Марфы Дмитревны на девью плачь.
          Они ходят зовут да красных девицей,
          А зовут они молодых-то вдов,
          А зовут-то они жен ведь мужния:
          «Уж вы милости просим, души красны девицы,
          К Марфы Дмитревны на девью плачь!
          Вас зазвала-то Марфа Дмитревна на девью плачь».
          А как тут скоро сбирались красны девицы,
          А как белые лебедушки на заводи слеталися.
          А как не бела тут на заводи, бела лебедь воскикала,
          А как слезно Марфа Дмитревна восплакала.
          Тут заплакали да слезно красны девицы,
          А да тут пуще заплакали по ней молоды вдовы,
          Еще пуще тут заплачут жены мужние.
А да как отплакали тут да красны девицы,
          А пошла у Владимира свадьба навеселе.
          Как пришел-то тут поганое Идолище,
          А садился он за столы да белодубовы,
          За питья, за ествы сахарные.
          А как ест он, татарин, по-звериному,
          А как пьет-то он да по-скотиному.
          А как пили, ели, напивалися,
          А пошли они, повели Марфушку на черны корабли.
          А как провожают ей народ да православныя,
          Провожают ей да слезно плачутся.
          А как приходила Марфушка на свой чернен корабль,
          А заходит она в каюту корабельную,
          А при ею тут Добрынюшка Микитич млад.
          Потянула поветерь тиха способная,
          А пошли тут корабли да во сине море,
          Во сине море да во свое село.
          А как русская земля да потаилася,
          Как поганая земля да заменилася.
          А как по Божьей-то былобелыц по милости,
          По Марфушкиной было участи, —
          А как пала тут ведь тиха тишина,
          Не несет-то никуда да черных кораблей.
          А как выходила из каюты все ведь
          Марфа Дмитревна на палубу,
          А сама она ведь говорит да таковы речи:
          «Уж ты гой еси, да брат крестовыя!
          Постарайся-ка ты изобелыц всих же,
          Подорожи моей да буйной головой,
          А кричи поганому Идолищу во всю голову,
          А чтобы он стянулся всима корабли да во одно место;
          Уж вы пойте-ка татаровей всих допьяна,
          А я сама пойду поить поганого Идолища».
          А да как закричал Добрыня громким голосом:
          «Уж ты гой еси, поганое Идолище!
          А зовет тебя Марфа-то Дмитревна стягатися
          да черныма корабли:
          Она хочет сделать пир на радости,
          Что своя земля да потаилася,
          А как ваша земля да сременилася».
          Как услыхал тут поганое Идолище,
          А весьма он сделал весьма радостен,
          Приказал он во едно место связатися.
          Повела ли тут Марфа Дмитревна поганого Идолища
          В свою каюту корабельную,
          А садила его на стул на ременчат же,
          А садила за те ествы за сахарные,
          Она стала наливать-то чары зелена вина,
          А как стала наливать да чары пива хмельного,
          На закуску, на запивку меду сладкого.
          А как начал тут Идолище пить, есть да без опасности.
          А он пьет-то вино досуха,
          Запиват да пивом хмельныим,
          Закусыват да медом сладкиим.
          Вдостали зашаталася его да буйна голова,
          А валила его на кроваточку тесовую,
          На мягку перину на пуховую.
          Захватил-то он Марфу в охапочку,
          А как заспал он сном да богатырскиим,
          А со сна на ней накинул руку правую,
          А накинул на ней да ногу правую,
          А да чуть под ним жива лежит,
          Душа в теле полуднует.
Закричала она громким голосом:
          «Уж ты гой еси, ты брат мой крестовыя!
          А сойми с меня руку Идолища,
          А скинь с меня ногу поганого».
          Прибежал Добрынюшка в каюту корабельную,
          А как сметыват с ней праву руку,
          А как скидыват он с ней все леву ногу.
          Как соскакивала Марфа с кроваточки,
          А выскакивала она на палубу ту корабельную.
          Как хватил Добрыня востру саблю же,
          А отсек Идолищу да буйну голову.
          Заскакало тут поганое Идолище.
          А как он присек его ведь намелко,
          А сметали его да во сине море,
          Как рубили татаровей да до единого.
          Потянула им-то поветерь да все способная
          А да как ко городу ко Киеву,
          А ко ласкову князю-ту ко Владимиру.
          Как приходят они в красен Киев-град,
          Услыхал тут всё Владимир-князь да со княгинею,
          Как стречали со всего города со Киева,
          А как собиралися народа православные.
          Тут пошел у князя пир навеселе, на радости.
Вернуться на: Богатыри и другие герои славянских мифов