сайт Тайны и Факты

Богатырь Василий Казимирович

Имя богатыря Василия Казимировича связано, в основном, с поездкой в Орду, куда он берется отвезти дань от киевского князя. Описано это в былине «Добрыня Никитич и Василий Казимирович». Былина относится ко временам татарского ига и посвящена посольству князя Владимира ко двору «царя Батура Батвесова» с данью за 12 лет.

Надо отметить, что это — очень редкое русское эпическое произведение и известно всего лишь 23 записи этой былины. Но несмотря на небольшое число текстов, все они очень разнятся мелкими деталями. Так общим для вариантов всех является то, что Василий Казимирович выступает послом и то, что русское посольство, наоборот, получает дань с татарского царя. Остальные мелкие детали — очень разные.

Так, в сборнике Гуляева 1939 года( текст былины записан от Леонтия Гавриловича Тупицына из д. Ересной под Барнаулом, в 60-х годах XIX века) былина называется «Василий Казимерский» и главная особенность этого варианта в том, что богатыри меняют задачу еще до поездки к татарскому царю. Они, по предложению Добрыни, едут не выплачивать, а получать с него «дани-выходы». Князь Владимир не заводит спор с богатырями, а выполняет их просьбу: пишет царю ярлыки с требованием от него даней-пошлин за двенадцать лет. Надо отметить, что подобное поведение князя существует только в этом тексте. Собственно, этот вариант былины под названием Добрыня Никитич и Василий Казимирович печатался в сборнике — «Былины и песни Южной Сибири», собрание С. И. Гуляева. Новосибирск, 1952, №10.

Каким же предстает Василий Казимирович в этом варианте былины? Он смел, так как несмотря на то, что «закручинился» после своего согласия везти дань, он рад вместе с Добрыней требовать дань от татарского царя. Мыслимо ли дело, поехать в логово врага с таким наглым по сути требованием! Так что «кручина» его не столько от того, что он «раcхвастался», вызвавшись на опасное дело, а скорее от того, что что унизительное это дело, русскому князю дань платить.

Василий Казимирович рассудителен и умеет принимать правильные решения: он не соглашается на предложение Батура ни играть в шашки-шахматы, ни соревноваться в стрельбе из луков, ни бороться ибо знает, что ему не победить и поэтому выставляет вперед Добрыню. Однако, когда вместо честной борьбы «Набежало татар и силы-сметы нет», Василий Казимирович приходит на помощь Добрыне:

«Сохватал он ось белодубову,
Зачал он по силе похаживать
И зачал татар поколачивать».

Былина заканчивается тем, что татарский царь, испугавшись, соглашается платить дань киевскому князю, богатыри возвращаются в Киев и принимают от Владимира благодарность.

В другом варианте былины — «Василий Касимирович отвозит дани Батею Батеевичу» ( текст сборника: Григорьев, III, № 54 (358). Записано от Ермолая Васильевича Рассолова в 1901 г. в деревне Печище на реке Мезени ) князь Владимир также возлагает на Василия Касимировича обязанность отвезти дань в Большую Орду царю Батею Батеевичу. Василий понимает всю опасность этого поручения: многие ездили в Орду, но назад никто не поворотился. Тем не менее он смело отказывается от предложенной князем княжеской «силы-армии» и просит в спутники одного крестового «брателка» Добрыню Никитича — мотив, подчеркивающий значение Добрыни как воина. В этом варианте былины Василий Казимирович выглядит не столь рассудительным, сколь бесшабашно смелым: он нарушает распоряжение князя и первым делом, приехав в Орду заявляет татарскому царю, что ничего не привез. Этим самым он противопославляет политике князя Владимира свою собственную политику, опирающуюся на силу и «вежество» Добрыни.

В варианте былины Добрыня и Василий Казимиров ( по тексту сборника: Рыбников, 1, № 8. Записано от Т. Г. Рябинина в мае — июне 1860 г.) Василий Казимирович также выступает в качестве посла, а сопровождают его Добрынюшка Микитинец и его крестовый брат Иванушка Дубрович. В этом варианте былины посольство отдает привезенную дань, чинно кланяется королю татарскому Ботиян Ботияновичу и его приближенным. Роль Василия тут — просто глава посольства. Когда Ботиян предлагает различные состязания, желая уничтожить послов киевских, то как и в других вариациях вперед выходит Добрыня. Он выигывает в шашки, в стрельбе из лука, а когда начинается состязание-борьба, против него начинают выходить татары десятками, а потом:

«Отворились тут ворота на широкий двор,
И пошло оттуль да силушки черным черно»

На помощь ему приходит Иван Дубович:

«Выскочил с балхону королевскаго,
Ай бежал скоренько на широкой двор,
Да й схватил Иванушко тележну ось,
Да й он стал тележной осью-то помахивать,
Да й он стал татар-то поколачивать.»

А Василий Казимирович остается с царем татарским на балконе. Ботиян, видя, что богатыри уже ушли со двора и громят татар по всему городу, просит Василия остановить своих помошников: «Да й уйми-тко ты богатырей своих да святорусскиих», и обещает выплатить дань князю киевскому за все годы. Василий останавливает богатырей, они забирают дань и отправляются назад.

Каков же Василий Казимирович в этом варианте былины? Смел ли, труслив ли, умен ли? Безусловно смел, иначе бы отказался от поездки в Орду, из которой ни один еще не возвернулся назад. В остальном, его роль настолько второстепенна, что и сказать о нем нечего: он просто выполняет обязанности посла. И в этом ничего удивительного, ибо центральный эпизод в сознании онежских певцов XIX-XX веков — это повествование о состязаниях Добрыни Никитича с татарами. И только сравнительный анализ всех имеющихся текстов ( а заонежских вариантов — 8 штук) приводит к выводу, что в первоначальном виде основным содержанием былины было противопоставление трусости князя и бояр, желающих поскорее выплатить «долг» татарскому царю, смелой политике Василия Казимировича, не желающего везти врагу дани и в конце концов заставившего врага самого платить «дани-выходы» русскому князю. Со временем конфликт устарел, забылся и до нас дошел только в виде отдельных реликтов, а центр тяжести в былине был перенесен на состязание Добрыни с татарами.

Ну и для полноты картины добавим, что в тексте Т. Г. Рябинина былина о Василии Казимировиче соединена с былиной «Добрыня и Алеша». Такое соединение двух былин характерно для певцов Заонежья и Купецкого озера на Пудоге.

Вернуться на: Богатыри и другие герои славянских мифов 

Киевская Русь