Тайны острова Крит
…Да, металлическое ремесло в среднеминойский период далеко шагнуло на Крите, в особенности по сравнению с более ранними временами. Бронзу научились выплавлять так хорошо и получали ее так много, что и тазы и посуду (котелки на трех тонких ножках и котлы без ножек, кувшины и ковши, чаши и кубки) делали из бронзы. Но не только. Богачи всегда любили золото.
Как тут не вспомнить знаменитые кубки из Вафио! Правда, их нашли не на Крите, а на греческой земле, в Спарте. Но мастерская, в которой их изготовили, если даже она стояла на греческой земле, наверняка принадлежала критскому мастеру. Об этом свидетельствуют и форма кубков, и украшения, и манера исполнения.
Но не исключено, что их просто привезли в Грецию с Крита, эти два золотых кубка, лежавших вместе с еще двумя серебряными в одном захоронении. Когда его весной 1889 года раскопали, здесь нашлось еще копье и восемьдесят круглых аметистовых бусин — остатки ожерелья. И три золотых перстня.
…Если бы надо было вкратце рассказать о том, что выгравировано на кубках из Вафио, можно было бы сказать так: это своего рода наглядное пособие, как надо и как не надо ловить диких быков.
Но как это сделано! Мороз подирает по коже, когда видишь, с какой дикой яростью гневный, страшный, огромный бык нападает на охотников, понадеявшихся на спасительную силу тенет. Они ждали одного быка, но пришло три. И один из них действительно запутался в тенетах, ему тяжко, и, быть может, с ним бы и удалось совладать — уж больно неловко, грудью лежит он на земле, — если бы другой уже не почуял кровь.
Так яростно нападение, так мгновенно, что охотники не успевают ничего предпринять. Упал навзничь один из них, похоже, что он хотел вскочить на спину быка, но промахнулся. Приятелю его приходится еще хуже. Он повис, зацепившись ногой за рог, быть может, уже полуживой. Еще мгновенье, и, скинув беднягу на землю, его растопчет бешеный бык.
А третий бык — тот просто удирает во все лопатки. Но «действо» на этом не заканчивается. Продолжение на втором кубке.
Да, куда спокойнее делать так, как изображено здесь. Подманить быка с помощью коровы, а затем издалека набросить лассо. Пусть потом катается по земле и ревет сколько угодно: ему уже ничто не поможет.
Вот красавец бык идет, принюхиваясь, вот он нежно трется мордой о морду коровы. А вот он уже пленник: мускулистый ловец выполнил задуманное. Обеими руками держит он веревку, обвившуюся вокруг быка…
Искусствоведы посвятили немало восторженных слов этим кубкам. Они отметили и выразительность деталей, и реалистичность, с которой изображены фигуры людей, стремительное движение разъяренных быков, и деревья, и трава, и камни, и сеть из толстой крученой веревки…
Но нас в данном случае интересуют еще и чисто технические вопросы. Ведь рельефы — из листового золота, а это значит, что их чеканили прямо «с хода» по образцу, который был перед глазами.
Помимо точности, глазомера, вдохновения, тут требовалась и изобретательность: форма придается изделию на ходу, есть трудные для работы места (рисунок-то сложный).
Можно не сомневаться: творец кубков из Вафио, злато-кузнец бронзового века, был выдающимся мастером-чеканщиком. Между прочим, Эвансу (ему повезло и в этом!) удалось найти фреску — все в том же Кносском дворце, на которой была изображена точно такая же сценка, что и на втором кубке из Вафио!
Вряд ли будет слишком дерзким предположение, что именно эта фреска и вдохновила безвестного мастера.
Тайны древних цивилизаций