Пифагорейцы
Система знаний родилась в жреческой касте Древнего Египта. Черный или белый квадраты — это бесконечное зло или безмерное добро, сменяющие друг друга. Пифагор отправился к египетским жрецам постигать древнюю премудрость… Пифагора интересовали возможности человека и его души, а жрецы указывали на подчинение числовым колебаниям всех процессов мировой эволюции и эволюции души.
Цифровая последовательность может заменить буквенную и обозначить музыкальный ряд, космический порядок, наконец, звуковой порядок, может представить степень воздействия звука на человека. Знания были инструментом невидимых правителей. Среди древних символов пчела была знаком мудрых правителей, а мед — символом знаний.
Тайное обучение
Возвратившись в Грецию, Пифагор образовал школу, в которой обучали девяти потокам тайных знаний. В круглом храме Муз девять фигур символизировали части тайного знания. Веста, защищавшая пламя огня и указывавшая рукой на небо, была символом высшего знания. Урания считалась хранительницей астрономии и астрологии. Полигимния подчиняла себе науку о потусторонней жизни души. Мельпомена олицетворяла науку жизни и смерти, трансформации и реинкарнации.
Каллиопа, Клио и Эвтерпа воздействовали на психологические факторы, управляющие жизнью человека — медицину, магию и мораль. Последняя группа муз-символов — Терпсихора, Эрато и Талия — действовала, соответственно, на земные знания — физику, науку об элементах, камнях, растениях и животных.
Ученики Пифагора делились на две неравномерные группы. Входившие в одну из них — математики — стремились свои действия подтвердить с помощью математических ритмов, моделей. Входившие в другую «секту» акусматики опирались только на указания самого Пифагора: «Пифагор сказал, значит, так оно и есть». Используя шифры в виде записей в клетках белых или черных полей шахматной доски, члены тайного братства сохраняли древние знания и заветы учителя, накопившиеся с годами и столетиями. Помимо обучения Пифагор создал план великого преобразования общества с учетом законов развития человечества.
Он выдвинул идею создания над Советом Тысячи города Кротона Совета Трехсот, состоящего исключительно из людей науки, религии, философии, то есть из Посвященных. Таким образом, над управлением богатых ставился комитет мудрых, который должен был обеспечить благоденствие всем жителям. Так пифагорейцы рассчитывали распространять политическое, религиозное и научное влияние, что вызвало реакцию у недовольных олигархов городов-государств Древней Греции.
Во время противостояний недовольных из толпы натравили на школу Пифагора. Разъяренные безумцы подожгли дом, в котором собирались Пифагор и его ближайшие сторонники, и, по свидетельству Диогена Лаэртского, философ сам погиб, оставив лишь немногих последователей.
Наука управлять и повелевать
История отмечает в разных местах Средиземноморья образование пифагорейцами центров по изучению философского управления процессами человеческих взаимоотношений. Особенно сильным был такой центр в Этрурии, в Трогире.
Римский император Диоклетиан, пристрастный к древним наукам, повелел построить себе роскошный дворец, куда он удалился после правления, передав дела своему преемнику. Высказываются версии о причинах такого странного уединения — тяга к математическим знаниям и знаниям древних жрецов о методах построения обществ и управлениями ими.
Пифагор учил своих последователей тому, что земная жизнь предоставляет человеку возможность выработать волю, в то время как небесная жизнь души посвящена духовному росту, продолжающему начатое на земле, в материальном теле. Для Пифагора апофеозом человека являлся беспрерывный вид творческой деятельности, на основе знаний, которые подлежали осмыслению, проверке и использованию в материальной деятельности на благо деятельности духовной.
Известен и еще один древний правитель, который опирался на пифагорейское учение управления обществом — правитель царства Коммагены, располагавшегося в верховьях Евфрата. Антиох I собирал в своем государстве жрецов, ученых, астрологов, с которыми обсуждал вопросы военного противостояния с сильными противниками-завоевателями, без применения силы и использования убийств. На территории современной Турции, в Национальном парке Коммагены — на горе Немруд — он создал скульптурный ансамбль из фигур богов и покровителей знаний. Здесь Зевс или Ахурамазда, богиня плодородия Тихе, Гелиос, олицетворяющий свет, Геракл и сам Антиох.
Перед статуями возвышение -алтарь в форме квадрата с рельефами фигур богов и героев, протягивающих друг другу руки. «Рукопожатие» можно истолковать как передачу божественных знаний герою и правителю государства. На фризе с астрологическим изображением солнце находится в созвездии Рака под звездами, известными у астрологов как Улей.
Это понимается как восприятие правителем философии и знаний «пчел», «сармунг», «просветленных», что указывает на Антиоха, как члена тайного «Сарматского братства» или пифагорейца. Такой грандиозный труд, проведенный на горе Немруд, свидетельствует, что Антиох был не просто Посвященным в древнее знание Пифагора, но и собирал группу мудрецов, обсуждая угрозу древнему учению со стороны римлян-завоевателей.
Средневековый последователь
Среди последователей научных истин Пифагора в XVI столетии оказался Джордано Филиппо Бруно, который соединил свои знания с античным математиком и заявил публично: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве. Это называется бесконечной Вселенной, в которой находятся бесчисленные миры. Таким образом, есть двоякого рода бесконечность — бесконечная величина Вселенной и бесконечное множество миров, и отсюда косвенным образом вытекает отрицание истины, основанной на вере».
Уже сами знания о вселенской бесконечности и упоминание Пифагора могут вызвать гипотезу о причастности Джордано Бруно к сообществу, хранившему древние знания, а судьба, уготованная ученому фанатиками, казнившими его, — это ли не повторение судьбы античного грека?
Учитель из Сармунгского братства
Одного из самых таинственных последователей восточного знания XX века — Георгия Гурджиева, который много странствовал по Азии, — считают хранителем традиции, ведь он сам, оставив книгу «Встречи с замечательными людьми», упоминает некое «Сар-мунгское братство» или «Общество», с членами которого он общался в Азии в секретном храме.
Один из последователей Гурджиева, Беннет, веривший в существование Наставников Мудрости из Сармунгского (Этрусского) братства, провел этимологическое исследование слова, объясняющего учение с Востока. Он нашел корни его в древнеперсидском языке, в котором так называли хранителей учения Заратустры. На пехлеви так называли пчелу, служившую символом сбора «меда» мудрости.
Другой корень языка — «сар» — обозначает голову, хранилище философии. Наконец, одним из полных толкований восточного «сарман» могло быть значение «те, кто был просветлен». Так одно из учений XX века, связанное с поиском путей воздействия на человека-личность и на группу-сообщество, неожиданно стало перекликаться с тайными учениями египетских и восточных жрецов, с идеями управления городами-государствами, разрушившими общину ученых-пифагорейцев.
Гурджиев управлял своими учениками с помощью музыки и танцев, а Джордано Бруно всюду проповедовал вселенские ритмы звезд. Антиох создал символический пантеон скульптур, а Диоклетиан страстно увлекался математикой. Все они и многие другие подпали под власть муз — богинь Пифагора, каждая из которых предлагала свои неповторимые знания.
Юрий ГОГОДИЦИН