Тайны и Факты

Тайны острова Крит

Когда они раскопали небольшое помещение, а в нем — углубление в три метра длиной на два шириной, похожее на ванну, к которой вели вниз восемь ступеней, Эванс так и решил, что обнаружена ванная комната. Но рядом оказалось еще одно помещение, примерно в четыре метра шириной и шесть метров длиной. С трех сторон в этой комнате у стен стояли каменные лавки, в четвертой стене — западной — была дверь, а возле обращенной на север стены археологи увидели нечто совсем неожиданное: высокий каменный трон!

Теперь можно было не сомневаться: они находились в самом центре королевства — в тронном зале его величества. Какого? Вероятно, Миноса: ведь так, кажется, звали легендарного правителя острова Крита?

…Впоследствии Эванс восстановил этот зал. Ему пришлось перекрыть его и многие другие помещения крышей, чтобы предохранить от дождя драгоценные реликвии. Эванса упрекали за это в расточительстве. В таком частично восстановленном виде и ныне предстает перед путешественниками Кносский дворец на острове Крите.

Но вначале Эвансу было не до реконструкций. Поистине счастливый случай привел его именно туда, куда меньше всего он мог рассчитывать попасть. Возле стенки в тронном зале стоял целехонький трон — трон древнего правителя Крита!

Он не напоминал ни одно из известных Эвансу древних кресел, на которых восседали цари. Сидение покоилось на высеченных из камня стеблях каких-то растений, связанных в узел и образующих дугу. Трон был весьма удобным: сидение точно следовало формам человеческого тела. Высокая спинка была накрепко приделана к стене. На ней были изображены волны.

И такие же две волнистые белые линии, как и на троне, археологи увидели на стене. Эти линии красиво гармонировали с ее красным фоном. Здесь же находились изображения двух лежащих грифонов — полуорлов, полульвов. Лапы у грифонов были вытянуты вперед, головы гордо подняты. Между фигурами грифонов — гибкие стебли и цветы папируса.

Три коричневато-черные блестящие колонны, сужающиеся книзу, отделяли тронный зал от помещения, в котором стояла ванна. В его отделке тоже господствовал красный цвет…

Весьма возможно, что здешний царь был не только правителем, но одновременно и верховным жрецом: вероятно, в зале с ванной он занимался священными омовениями.

Вскоре после того как исследователи нашли царский трон, они обнаружили мощнейшую кладку стен дворца. И большой прямоугольный центральный двор — пятьдесят на тридцать метров. Вокруг него, в самых причудливых сочетаниях, соединенные коридорами, группировались различные постройки и пристройки: залы, жилые помещения, склады.

Потом пошли другие находки.

…Во весь опор мчится великолепный бык. Он — сама удаль, он весь — порыв. Голова у него опущена, шея выгнута, хвост задран. А спереди, обеими руками схватившись за рога, повисла на них девушка с черными локонами. На ней желтый с черными полосами передничек, хорошенькие красные носочки и легкие туфельки с плоской подошвой.

В смертельно опасном прыжке взвихрился над быком, обеими руками касаясь его спины, головой вниз, пружиня и отталкиваясь, молодой атлет. Какую-то долю секунды длится запечатленный художником момент. И еще один персонаж сохранился на фреске. Сзади быка, приготовившись, вытянув вперед и разведя немного руки, стояла белокожая женщина, чуть приподнявшись на носки: помощница акробата, та, которая должна в случае надобности помочь ему. Кисти рук у нее были крепко перетянуты бинтами.

Артисты? Участники религиозной сцены? Этого никто не знал.

Но может быть, была все-таки доля правды в старинных легендах об острове Крите? О Минотавре и о Миносе?

Вот обширный дворец. Пусть сохранились лишь его фундамент да обломки стен — его территория будет увеличиваться для археологов с каждым годом. Не его ли хитросплетения коридоров, залов, покоев, в которых, может быть, и впрямь нетрудно было запутаться человеку, превратились в легендах в жилище отвратительного чудовища?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Тайны древних цивилизаций