Тайны острова Крит
Через три года после того, как Шлиман побывал на Крите, некий хорошо известный руководителям различных археологических обществ торговец древностями попросил аудиенцию у директора Эштон-музея в Оксфорде. Занимал эту должность Артур Джон Эванс. Он немало поездил по белу свету и многое повидал еще в молодые годы.
Теперь этот широкоплечий, загорелый тридцативосьмилетний ученый со все возврастающим удивлением слушал то, что ему рассказывал ловкий антиквар.
Впрочем, слово «рассказывал» тут не совсем к месту. Точнее было бы сказать — «показывал». Ибо торговец древностями надеялся не столько на свой дар убеждения, сколько на впечатление, которое произведет на господина директора музея та необыкновенная находка, что лежала сейчас на письменном столе перед Эвансом среди других древних безделушек.
Это была печать. Древняя печать — что само по себе было не так уж удивительно. Любопытно было иное: на всех четырех плоскостях камня были вырезаны какие-то знаки, иероглифы, заключенные в овалы.
Даже без лупы Эванс разглядел волчью голову с высунутым языком , звезду, руку с кинжалом, оленьи рога, похожие на какую-то ветку.
— Хетты? — неуверенно спросил Эванс у гостя. Тот пожал плечами.
— Скорее всего Спарта, — ответил он.
Но в том, что эта печать была сделана не в Спарте, Эванс был как раз вполне уверен: он долго и тщательно изучал во время своих поездок по Греции найденные там древности и ничего похожего никогда не видел.
Эванс купил печать. И, как выяснилось, не зря. Во всяком случае, у него было с чем сравнивать свои новые приобретения, когда четырьмя годами позже другой торговец, на этот раз в Афинах, показал ему три или четыре такие же печати.
— Они с Крита, — утверждал купец.
А Эванс любил точность. Именно поэтому он обратился к Адольфу Фуртвенглеру, виднейшему специалисту из Берлинского музея, с просьбой определить, откуда родом могут быть эти печати.
Ответ Фуртвенглера был краток: «Крит». И он даже прислал Эвансу несколько оттисков таких же печатей.
«Крит», — ответил и Сейс, известный уже нам Сейс, в чьей коллекции нашлась двусторонняя гемма с иероглифами, похожими на те, что были у Эванса.
Так в конечном итоге у Эванса оказалось по меньшей мере шестьдесят оттисков с изображениями незнакомых иероглифов. И все они — вернее, все оригиналы — были с острова Крит!
Эванс сделал то, что на его месте сделал бы, наверное, любой другой человек, заинтересовавшийся неведомыми письменами: он поехал на остров Крит.
Он высадился в Кандии, попутешествовал по острову, посетил и гору Иду, и гору Дикру, побывал в Мессаре. И повсюду скупал всякие древности, которые жители то ли находили, то ли выкапывали в местах, ведомых им одним. Быть может, именно тогда пришла Эвансу в голову простая мысль: а не покопать ли здесь как следует?
Тайны древних цивилизаций