Крещение Руси
Введение христианства как государственной религии в конце X века князем Владимиром Святославичем, а также о роли его матери, княгини Ольги в принятии христианства
Князь Святослав (2)
Когда Святослав вырос, он проводит жизнь — она оказалась короткой — в непрерывных далеких и быстрых походах. И походы эти показывают, что в Киеве вырос не только беззаветно смелый воин, богатырь из тех, что в бою всегда в первых рядах своей дружины, но и крупнейший стратег и политический деятель, твердо проводивший свою линию и в государстве, и в международной политике. [далее…]
Князь Святослав
Святослав — фигура, казалось бы, рожденная былинным эпосом. Летописец, говоря о Святославе, как-то сразу забывает, что его позиция — христианская, что ему, смиренному чернецу, как-то негоже восхищаться и воинскими подвигами, и личностью упорного язычника. Из-под пера вырывается восторженная характеристика: «…легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел, не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах; такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на Вы». «Как пардус» — пардусы (гепарды) в то время водились в южной Руси: ловкие бесстрашные звери хорошо приручались для охот, «пардусиные ловы» были любимыми княжьими забавами — Святослав не приручался. [далее…]
Первое крещение Руси (окончание)
Тот же Фотий сообщает в «Окружном послании» 866-867 годов о крещении народа русь. Характеризуются новые христиане как народ, хорошо известный своей самостоятельностью и воинственностью. Заменив языческую веру христианской, Русь приняла епископа, из врага стала союзником, обещала Византии военную помощь. [далее…]
Первое крещение Руси (3)
С этого времени история Древней Руси освещена слабым и неверным, колеблющимся светом греческих текстов. Два военных похода на Византию состоялись в 860 году и в 867 году. Торговые и государственные отношения Киева с Константинополем были установлены задолго до похода, и какие-то условия торговли были нарушены греками. Нарушены грубо и жестоко. Результат — появление у Царьграда русской флотилии. [далее…]
Первое крещение Руси (2)
Рассмотрев «Сказание о грамоте», Б. А. Рыбаков предпринял попытку восстановления его текста и предложил назвать этот, исключенный из летописи, рассказ «Сказанием о крещении и словен и о грамоте словенской». Реконструкция Б. А. Рыбакова убедительна. И все же… все же здесь какая-то неясность. Как, каким образом Летописец, кто бы он ни был, мог устранить из «Повести» такое важное, с христианской точки зрения архиважное событие — вычеркнуть крещение своего народа? [далее…]
«Нам руси учитель Павел» — это цитата из «Повести временных лет», и в ней имя еще одного апостола-миссионера. Обратимся еще к одному, тоже весьма неясному, рассказу летописи. Его иногда условно называют «Сказание о грамоте». На этом тексте основывается гипотеза о том, что христианство пришло на Русь не из Византии и было принято не от греческой церкви при князе Владимире в 988 году, а раньше, при князе Арнольде. [далее…]
Легенда о путешествии апостола Андрея (окончание).
Новгородцы в долгу не остались — со временем, в Новгородской уже летописи, редактируя «Повесть» по-своему, вписали, что Андрей не только проповедовал на Волхове (насчет крещения и тут не решились), но даже оставил на благословение свой жезл. Жезл, конечно, могли предъявить. Можно встретить и такой контраргумент легенде: киевляне-де вписали насмешливый рассказ о бане потому, что сами дивились такому мытью. Возражение не очень обоснованное. Положим, что на Днепре не знали парных, но бани были. Та же летопись: Ольга сжигает древлянских послов в истопленной для них бане? [далее…]
Замечательный русский историк Н. М. Карамзин в предисловии к «Истории государства Российского» писал декабря 1815 года, что «не боялся с важностию говорить о том, что уважалось предками, хотел, не изменяя веку своему, без гордости и насмешек… представить и характер времени, и характер летописцев, ибо одно казалось мне нужным для другого». Последуем же программе Карамзина. Будем «с важностию», то есть серьезно, говорить о прошлом, о том, что было существенным в то далекое время, и, «не изменяя веку своему» и нашему мировоззрению, посмотрим на дела давно минувших дней. [далее…]
«… Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте» — так увидел Летописец то «крещение Руси», тысячелетие которого торжественно отмечает Русская православная церковь. День этот, по тексту «Повести временных лет», самому раннему дошедшему до нас летописному своду, можно восстановить достаточно полно. [далее…]
За первым торжественным зрелищем — парадным маршем победителей, демонстрацией христианства последовало второе — ниспровержение язычества: «Повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь». Трудно сказать, насколько публично проходила эта акция. Возможно, киевляне просто поутру не обнаружили на привычных местах священных фигур, возможно, что опрокидывали средь бела дня, с насмешкой опрокидывали, ерничали, демонстрировали бессилие идолов. [далее…]