Учитесь по своим правилам
Чтобы изучить какое бы то ни было искусство, надо учиться ему по-своему, смотря по вдохновению. Не обращайте никакого внимания на то, что говорят относительно необходимости твердо усвоить себе известные правила, которые должны вам преподать другие. Правда, нужно твердо знать, но лишь то, чему может научить вас быстрее и лучше всего ваш собственный ум. Дух сам даст свои правила. Предоставленный самому себе, он создает оригинальные и новые методы. Шекспир, Байрон, Берне или Наполеон не руководствовались готовыми правилами. Они в самих себе нашли внутреннюю силу — откровение новых методов. Когда люди видят небывалый успех, они провозглашают гения и тотчас же, приняв метод этого гения, начинают ковать ряд цепей, которые они навязывают всем следующим за ним в этом искусстве.
Гений пользуется методом, как мы костылями. Когда надобность в них прошла, их бросают для чего-нибудь лучшего. Методы, которыми пользуются гении всегда различны. Наполеон совершил переворот в военном искусстве, и его ум был так создан, что он мог бы совсем изменить свою собственную тактику. Только гений понимает все безумие идти все по той же тропинке, хотя бы она и была проложена им самим.
Не огорчайтесь через меру, если вы не так быстро подвигаетесь в искусстве, науке или предприятии, как вам бы этого хотелось. Не раздражайтесь постоянными неудачами. Терпение. Если вы чувствуете себя в раздраженном или нетерпеливом настроении, остановитесь, так как это состояние духа самое неблагоприятное работе: оно утомляет и истощает. Можно всему научиться при упорном напряжении ума. Потом надо спокойно ждать; искусство придет.
Если каждый день в продолжение четверти или получаса вы, вооружившись ящиком с красками, начнете писать и, накладывая краски, подбирать тона, если при этом у вас есть искреннее желание научиться живописи, через некоторый промежуток времени вы увидите, как из ваших мазков будут мало-помалу выступать небеса, леса и горы. Удар кисти выдвинет обрывистую скалу, вам откроется способ изобразить ствол дерева известным сочетанием прямых и кривых линий. Голубая полоса превратится в озеро или лужу, зеленые мазки вокруг передадут впечатление деревьев. И прежде, чем вы об этом подумаете, перед вами появится пейзаж, который, несмотря на свою грубость, покажется вам прекраснее работ величайшего художника, потому что он будет плодом вашего собственного творчества, вашим собственным детищем.
Таково основание искусства. Из этого оно произошло, отсюда начался его рост. Якобы случайное сочетание света, тени и цвета, много веков тому назад внушило одному человеку идею воспроизвести подобным образом на плоскости знакомые предметы. Отсюда возникла идея о перспективе, передаче расстояний и тел. И всякий начинающий должен делать то, что делал первый художник и идти по его стопам. То же самое при изучении других искусств. Чем больше предоставляешь духу выбрать свою дорогу, следовать указаниям собственной природы и присущей ему доли ясновидения, тем сильнее будет вдохновение. Правила, созданные другими, порождают только подражателей или копипастеров. Навязанное правило от которого ученик не смеет отклониться, есть цепь, препятствие, которое помешает ему подвигаться в бесконечной области мысли и исследования.