Залог успеха — высшая степень спокойствия
Умение учиться, т.е. открывать методы и их запоминать, заключается в умении достигать возможно высшей степени спокойствия. Ни торопливости, ни возбуждения. Если вы выше меры радуетесь достигнутому успеху или открытию, которого добивались с трудом долгое время, берегитесь, чтобы не потерять на время плоды ваших трудов.
Надо избегать резких движений тела и духа, всякого торопливого нетерпения в необходимых подробностях. Если орудие, которым вы работаете, сломается, если вам надо переставить ваш стул или вычистить перо, делайте это так, как будто вам только это и надо делать за целый день. Держите ваше тело в состоянии возможно более полного покоя. Будьте скорей апатичны, чем торопливы. Когда тело находится в состоянии такого покоя, оно является лучшим орудием для духа. Оно тогда в полной зависимости духа, который собственно и есть действительное «я», «я» — невидимое.
Когда тело и душевные силы в таком состоянии, все способности бездействуют, кроме тех, которые сосредоточены на деле, т.е., когда душевные силы в состоянии восприятия, именно тогда дух лучше всего. Тогда он может найти, схватить и привлечь идею, впечатление, метод, план и средства к его выполнению; и чем покойнее тело, чем покойнее душевные силы, тем скорее познается способ исполнить желаемое. Упражнение делает вас все способнее схватывать и передавать новые идеи. Вы тогда вступаете в отношения с самыми высокими и утонченными духовными течениями и получаете оттуда знание и вдохновение, потому что ваша душа становится чистым зеркалом, где отразится небесное.
Вы целый день учитесь, часто даже тогда, когда менее всего об этом думаете. Вы поучаетесь, спокойно гуляя по улице, наблюдая лица людей и интересуясь их манерами. Так знакомитесь вы с различными типами человеческой природы, мужчины и женщины становятся для вас открытой книгой, которую вы читаете. Вы научаетесь моментально узнавать, бросив взгляд на их лица, их чувства и их темперамент. Невольно вы классифицируете тех и других и подразделяете их в своем уме по типу. Один из них, ясно определенный, служит примером тысячи других, целой армии. Вы определяете одного, как непорядочного, — по манере его смотреть на женщину. Такая то женщина, слишком богато одетая, является типом тщеславной выскочки. Вы изучаете людскую природу: а знание людской природы может быть переведено на рубли и копейки.
Тот, кто основательно постиг эту науку, может сказать по первому взгляду — можно или нет доверять той или иной личности. Доверие есть краеугольный камень всякого успеха; даже воры должны иметь доверие к своим сообщникам, чтобы успеть в своих предприятиях.
Наполеон имел успех в своих обширных планах, благодаря совершенно интуитивному и опытному знанию людей, что позволяло ему определить, на что они более всего годились. Христос также избрал своих двенадцать апостолов между наиболее способными принять его учение и передать его также интуитивно своим ученикам.
Интуиция — ясновидение есть то учение, которое мы получаем от нашего внутреннего наставника. Этот внутренний наставник живет в каждом из нас. Дадим ему свободу и в то же время испросим частицу духа мудрости и мы почувствуем в себе зарождение гения—нашего гения. Гений отличает алмаз в простом песке, а в людях—принцах, герцогах или мужиках, ученых или невеждах их особенные склонности. Иной раз гений не знает грамматики, а между тем движет горами, основывает города и пересекает землю сетью железных дорог и телеграфных проволок. Культурный ум может писать и говорить с изяществом, а не сумеет срыть кротовину; он с трудом зарабатывает 10 долларов в неделю в какой нибудь конторе, в качестве простого служащего у гения с умом необработанным, который производит в тысячу раз больше работы, чем десяток ученых.
В состоянии отдыха, покоя, ясности дух делает самые блестящие свои открытия и получает идеи и вдохновения. Беспокойный, горящий, торопливый взор не так хорошо разглядит далекий на море парус, как взор не ищущий его. Забытое временно имя редко вспоминается, когда силятся о нем думать. И только когда перестали о нем думать, оно является само собой.
Дело в том, что это усилие механической памяти бессознательно утомляет мускулы; мы приводим в действие наш мозг и посылаем туда кровь, которая есть препятствие для духа. Мы работаем нехорошим способом, который накопляет препятствия, вместо того, чтобы их устранять; так как, чем в большем покое находится все телесное, тем больше силы дается духу для приведения в действие своих внутренних чувств, чтобы доставить нам то, чего мы желаем . Наш дух имеет чувства, которые ему свойственны и которые совсем отличны от телесных зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Они тоньше, могущественнее и дальше проникают.
Внутренние или духовные чувства, раз вызванные из скрытого состояния, могут войти в сношения с духовными чувствами другого лица, тело которого в Лондоне или Пекине; возможно даже, что они уже сообщаются, но бессознательно, потому что, быть может, в Лондоне или Пекине живет дух более симпатичный, чем в ином месте земного шара. И каждый день, в каждый час дня, вы можете иметь общение с этим духом посредством внутренних чувств, для которых не существует расстояний.
Полезность никогда не переутомлять тело доказывается всякую минуту во всех случаях жизни. Человек, наиболее успевающий в делах тот, кто себя бережет; голова его свежа; он интуитивно научился не утомлять свое тело, чтобы дух его был свободен. Между тем, может быть, этот самый человек и не знает, что он обладает духом, т.е. способностью, внутренним чувством, которое проникает за пределы тела и приносит ему оттуда проекты, планы и идеи, полезные для его работ. Никакие другие способности, кроме духовных, не могут служить для этой цели. Духовный закон один и тот же в материи, обществе, во всем мире. А когда люди с высокими стремлениями узнают о существовании этой силы и будут пользоваться ею, к их услугам всегда будет величайшее могущество, самая тонкая мысль и самый возвышенный гений.
Плодотворное усилие в каждой фазе жизни обуславливается действием этой силы. Она заключается в том, чтобы предоставить себя воле духа. Если вы заблудились, вы гораздо скорее найдете свою дорогу, идя медленно и сосредоточившись, чем бегая туда и сюда без всякого толку. Опытный охотник придерживается этого способа, когда он бродит по лесам; между тем, как неопытный горожанин в безумном возбуждении пробегает мили, не видя никакой дичи. В обоих этих случаях, когда тело приведено в известную степень апатии, пробуждается внутренняя способность, начинает действовать и находить дорогу для одного и дичь для другого. В этом заключается тайна быть руководимым духом. Она относится ко всем духовным степеням и их объектам.
Иногда, неизвестно почему, вы находитесь в состоянии мира, покоя и удовлетворения; вы идете легко, ничто вас не торопит, никакие страсти не волнуют; вы чувствуете себя в гармонии с целым светом; вы забыли своих врагов, заботы, опасения; тогда вы лучше наслаждаетесь лесом, небом, окружающим; тогда то занятый окружающей жизнью, вы лучше всего можете ее изучать. В такую минуту та или иная особенность, дотоле вами не замечаемая, вас поражает. Ваш дух мирный и спокойный безостановочно получает приятные и прочные впечатления. Вы желаете, чтобы подобное настроение могло продолжаться всегда. Это зависит только от вас, потому что это состояние происходит от сосредоточенности духа. Он собирает свои лучи в одном месте и сберегает свои силы, пропуская лишь сколько нужно для движения тела.
В состоянии мира, покоя и удовлетворения мы поглощаем мысли, т.е. силу непреходящую. Но, если во время этого поглощения что-либо вызовет у нас раздражение или возбуждение, способность поглощать прекращается моментально. Наш дух, вместо того, чтобы воспринимать идеи, закрывается для всякого общения и становится в боевое положение. Он прямо направляется на причину раздражения и преследует ее. Говоря, он «направляется», мы хотим сказать, что наша мысль действительно и материально направляется к предмету, который нас беспокоит. Одновременно от нас исходит физическая и духовная силы тогда мы перестаем поучаться. Покой и мыслительная ясность — вот необходимые условия для учения, и они вызывают постоянный приток силы. Нам дано упражнением выработать это до такой степени, что такое состояние, войдя в привычку, будет удерживаться в нас в течение нашего труда.
Таково состояние духа, способствующее учению, труду или наслаждению. Эти три вещи на самом деле представляют лишь одну: наслаждение. Без этого условия нельзя было бы по настоящему ничем наслаждаться; упражнение научает нас наслаждаться всякой вещью все лучше и лучше. Таким образом мы поучаемся. Наши невидимые силы накопляются, нагромождаются, потом объединяются для того, чтобы развернуться во всем могуществе на том или ином предмете в данный момент. Если в таком состоянии вы предстанете перед могущественным, богатым и тщеславным человеком, который захочет уничтожить рас одним взглядом, вы окажетесь сильнее его, и он почувствует вашу силу прежде, чем вы откроете рот. Это душевное настроение необходимо в делах, чтобы не быть побежденным более сильной волей противной стороны. Деловые люди просто коммерческие магнетизеры и их сила та же самая, что показывается публике с подмостков. Ее не узнают под этим видом, но бессознательно она и там приводится в действие.
В таких условиях дух уподобляется магниту. По мере того как силы концентрируются, растет сила их притяжения. И она еще более растет при упражнении. Чем больше вы притягиваете мыслей, тем больше силы приобретаете; планы, проекты изображения приплывают к вам, и ваши внутренние способности получат такую организацию, что будут в состоянии произвести то, чего вы хотите. Сконцентрированный таким образом дух есть сила либо сопротивляющаяся, либо притягивающая.
Смущение, которое охватывает многих учащихся, происходит от того, что они хотят выучиться слишком скоро. Мы едва знаем способность, которая нам действительно дает то, что мы приобретаем, способность, которая проникает вдаль, тогда как другие бездействуют, и приносит нам новые идеи и учит нас обращать их в мысли. Новое изобретение открывается человеку, который его сделает, когда он находится в состоянии покоя, а не тогда, когда он упорно силится его отыскать. Легче нарисовать более совершенный круг, беззаботно водя карандашом или пером, нежели усердно стараясь начертить его.
Когда вы свободны от всякой заботы, ваша реальная сила, может действовать— это сила духа. Тот, кто не разбрасывает во все стороны свои мысли об удаче и неудаче очень вероятно исполнит смелое дело, от которого откажутся другие; а если они попробовали бы, страх неудачи был бы причиной ее. Лучшим кормчим в опасном переходе будет тот, кто способен забыть опасность и думать только о препятствиях. Тогда его дух сознателен. Это способность духа приказывать и обуздывать тело—свое орудие. Из противного следует, что плохо развитии дух, настоящее «я», воображает, что он и есть само тело, которым он пользуется. Это как если бы плотник думал, что он есть пила или молоток. Сознание должно забыть тело и думать только о том, чтобы из него сделать возможно лучшее употребление, как и плотник, распиливающий доску, не думает постоянно о своем орудии, а лишь о работе, которую он совершает.