Не перегружайте память лишней информацией
Существует умение учиться. В юности нас заставляют учиться, но как учатся, иначе говоря, как приобретаются идеи, нам хорошенько не объяснили. Нельзя приобретать идеи, нагромождая в памяти слова, фразы и правила. В этом состоит лишь воспитание самой памяти, т.е. утилизирование, упражнение и развитие той части нашего ума, которая запоминает звуки.
Заставляя память удерживать большое количество слов и фраз, мы только излишне обременяем одну из способностей нашего духа, и бремя это ей придется нести. Если бы вы дали название каждому узору вашего ковра и вменили бы себе в обязанность запомнить каждое из этих названий, о многом ли другом еще имели бы вы время и силу подумать?
Слова — не идеи. Это только знаки, посредством которых при помощи зрения и слуха написанное или произнесенное слово может передать идею духу. Слово или изречение, полное глубокого значения для одного, ничего ровно не говорит другому. Чем более вещей доверяется памяти, тем тяжелее бремя, накладываемое на эту способность.
Много ли вещей вы можете легко припомнить, когда вы идете по делам? С дюжину хозяйственных соображений, кроме ваших личных дел, да еще убедительнейшие просьбы г-жи А. «не забыты», и в итоге получается весьма тяжелая обуза, которая досаждает, мешает вам и запутывает вас. Нечто подобное происходит с детьми при нашей так называемой современной системе воспитания. Их память обременяется тысячью «фактов» на том лишь основании, что «они могут пригодиться». В результате получается нечто подобное тому, как если кто, вздумав научить другого стрелять, наложил бы ему на спину целый ящик ружей. Но можно всю свою жизнь нести на спине по дюжине ружей, не делаясь от того хорошим стрелком.
Память должна служить для удерживания лишь того, что схватывается умом. Никакая книга никого не научит управлять баркой. В этом отношении человек сам должен быть своим воспитателем. Когда он из практики и ряда неудач узнает, что руль следует держать в известном направлении в зависимости от силы ветра на парус, его память в конце концов удержит то, чему научил его опыт. Поручить же одной памяти удержать все возможные направления, ровно ни к чему не ведет, потому что тот, кто стремится к этому, пробуя применять таким образом приобретенное умение на деле, напрягает свой ум и силу на фразу, а не на дело и это тормозит, а не подвигает его обучение.
Воспоминание о том, что удержано памятью, при упражнении, учит править, стрелять, грести, плавать, бегать на коньках, танцевать, рисовать, лепить, ткать, шить и т. д., но ничего этого не сумеешь делать, если ознакомился с теорией рашьше практики. Выучились ли вы танцевать, запомнив сначала правила, которым должны следовать ваши ноги, старались ли вы их вспомнить и им следовать?
Нет. Кто то, умеющий танцевать, подал вам сначала мысль выучиться этому искусству. Эта идея созрела, превратилась в мысль и потом ваш дух, невидимое я, последовательно научило тело двигаться согласно мысленному плану.
Кто хочет выучиться скоро, должен прежде всего научиться привести себя в особое настроение — ясное и спокойное, как раз обратное тому, как часто поступают дети, когда они «учат свои уроки». Учиться усердно или спешно — это тщетно стараться заставить память исполнить данную работу в данное время.