О распятии Христа - в других евангелиях
О распятии Христа - в других евангелиях
От Марка (XV, XVI)
Здесь тоже сказано о тьме по всей земле после распятия Иисуса — на три часа, но нет упоминания о землетрясении, воскрешении святых.
После смерти Иисуса Иосиф из Аримафеи "осмелился войти к Пилату", который "удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его: давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале...
Обратим внимание: Пилат удивился быстрой смерти Иисуса. Действительно, распятые на кресте, по свидетельствам очевидцев, многие часы — до нескольких дней! — могли оставаться живыми, если им давали пить. Сомнения Пилата, видевшего Иисуса и не признавшего его ни слишком слабым, ни больным, были, по-видимому, вполне основательны: уж кто-кто, а прокуратор Иудеи знал, как мучительно долго умирают распятые на кресте.
В этом евангелии не упомянута просьба о страже у гроба. Просто женщины после субботы, придя, обнаружили, что камень отвален, а гробница пуста. Они увидели юношу, сидящего на правой стороне, облаченного в белую одежду, и ужаснулись. Он сообщил им о воскрешении Иисуса. Они "побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись". Воскресший Иисус явился сперва Марии Магдалине. Она пошла и сказала об этом апостолам, "но они, услышав, что Он жив, и она видела Его, — не поверили..." Наконец Иисус пришел к ним "и упрекал их за неверие и жестокосердие..." "И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо..."
От Луки (XXIV)
В общем, описание смерти Иисуса сходно с предыдущим Евангелием. Перед женщинами у пустого гроба предстали "два мужа в одеждах блистающих". Апостолы не поверили вести о воскрешении Учителя. Петр побежал к гробу и "увидел только пелены лежащие".
Иисус является апостолам и говорит: "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги".
Затем он ел перед ними печеную рыбу и сотовый мед.
"И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостию".
От Иоанна (XIX, XX)
Пилат, не желая убивать Иисуса, велел бить его. Воины возложили Иисусу на голову терновый венец. Но первосвященники и служители закричали: "Распни его!"
После смерти Иисуса распятые возле него два разбойника были живы; чтобы их умертвить, им перебили голени. С Иисусом так не поступили, сочтя его мертвым. "Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас потекла кровь и вода".
Иосифу Пилат позволил снять тело Иисуса. "Пришел также и Никодим... и принес состав из смирны и алоя, литр около ста (по нашим мерам — около 30 литров. — Р. Б.). Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями..."
Мария Магдалина, увидев рано утром пустую гробницу, прибежала к апостолам и сказала: "унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его". (Следовательно, она и не помышляла о воскрешении Учителя, полагая, что тело его кем-то унесено.) "Придя к апостолам, Иисус произнес: "Мир вам!" Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа".
Далее следует эпизод с Фомой неверующим, который увидел Иисуса лишь через восемь дней и только тогда поверил в чудо воскрешения. А затем, как бы скороговоркой, автор заканчивает главу: "Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей..."
Как ни удивительно, Иоанн о смерти и воскрешении Учителя повествует вполне обыденно. Но ведь тут речь-то идет о небывалом чуде! Почему оно выглядит столь заурядно? Что мешало евангелисту предоставить волю своей фантазии? Может быть то, что реально произошедшее событие вызывает намного меньше удивления?
Апокрифы
Но может быть, в евангелиях, не вошедших в официальный канон, чудесное воскрешение Иисуса описано как-то своеобразно? Нет вроде бы. Правда, в евангелии евреев сказано, что он сначала явился Иакову (своему брату), сказав несколько странные слова: "...сын человеческий восстал ото сна среди спящих". Словно бы Иисус не умер, а был в состоянии сна!
Впрочем, возможно, тут просто аллегорический образ смерти. А вот в апокрифическом Евангелии Петра воскрешение Учителя сопровождается целым рядом фантастических явлений (сошествие двух ангелов с небес, самостоятельное движение огромного креста...). В то же время есть и обычный рассказ о том, как Мария Магдалина с женщинами у раскрытого гроба Иисуса увидели сидящего юношу. Тут сразу две версии: фантастическая и реалистическая. Первая — наверняка вымышленная, ставшая легендой, а вторая...
В апокрифическом Евангелии от Филиппа автор, увлеченный религиозной философией, предстает человеком свободомыслящим. По его словам: "Незнание — рабство. Знание — это свобода". Он своеобразно толкует идею воскрешения из мертвых: "Те, кто говорят, что умрут сначала и воскреснут, заблуждаются. Если не получат сначала воскрешения, будучи еще живыми, (то) когда умирают — не получат ничего".
Вот о таком загадочном воскрешении из живых нам теперь и пора поговорить.
Читайте следующую статью - Кровь на плащанице
Рубрики: Плащаница |
Назад« О воскрешении Христа. От Матфея (XXVII, XXVIII)Вперед »Кровь на плащанице
Комментариев нет
Вам нужно войти для комментирования.