Магия африканского танца
Нет такого события, по поводу которого в Африке не устраивался бы танец. Танцем приветствуют рождение ребенка, вступление в брак, танцем вспоминают об умерших. Музыка и танец неразрывно связаны с традиционными верованиями. Они не только развлечение, но одно из главных звеньев, соединяющих африканца, согласно его представлениям, с потусторонней жизнью, с духами предков, с тем сверхъестественным миром, который создан воображением и традицией.
Музыкальные инструменты, их звуки, движения в танце, танцевальные маски и костюмы — все наделялось магической силой. Так, в Уганде барабаны ассоциировались с членами королевской семьи, которые, как было известно всем, свободно общались с духами. Некоторые народы до сих пор считают, что в звуках флейт живут духи.
Танец в представлении африканцев — это звено между миром живых и миром мертвых, он служит для передачи воли духов предков, зорко следящих за поступками живых. Поэтому танцор, понимающий, что с загробными жителями шутить нельзя, скрывает лицо под маской, а тело разукрашивает краской.
Каждая маска ведет свой танец со сложными фигурами, которые проявляют ее характер и подчеркивают ее доброе или злое начало. Маска племени ньоро надевалась в танце, изображавшем борьбу против духа Каумпули. Маски народа торо показывали людоеда, который охотился за маленькими детьми.
Маски и костюмы концентрируют внимание на духовной сущности танца. Личность танцора значения не имеет, его мастерство играет второстепенную роль по сравнению с религиозным смыслом исполняемых движений.
Вера танцоров в силы, которые проявляют себя через маску, порой настолько сильна, что исполнители отождествляют себя с изображаемыми духами и персонажами и на время впадают в трат Этого момента ждут старшие. Каждый по-своему, они начинают толковать движения танцора, в которого «вселился» дух маски.
Некоторые танцы напрямую связаны с колдовством. Такой, например, танец народа ачоли. Он называется по имени очень древнего и сильного духа «джок», который может быть добрым или злым в зависимости от обстоятельств. Бывает, что злой «джок» вселяется в человека, и тогда необходимо вызвать знахаря, чтобы тот помог освободиться от его чар.
Церемония начинается вечером при свете костра. Знахарь появляется в шкурах черного козла, которые, согласно поверьям, обладают магической силой отпугивать зло. Вокруг него собираются помощники с трещотками в руках и один барабанщик. Для этого танца имеется небольшой специальный тамтам, который тоже называется «джок».
Существует несколько «джоков». Например, «джок аньйондо», или «дух рождения». Если он вселяется в молодую девушку, ее сажают на табурет, а талию обертывают шкурой черного козла. Начинается песня, монотонная, с повторяющимися словами, оглушительно звучат трещотки и тамтам. Постепенно ритм ускоряется, девушка в трансе поднимается, тело ее начинает танец. Именно тело, говорят ачоли, ибо сама девушка и не подозревает, что она танцует: это «джок» вынужден показать себя под воздействием волшебной музыки. Чем быстрее стучат трещотки, тем труднее «джоку» удержаться в теле девушки. Наконец наступает долгожданный момент: девушка без чувств падает и тело ее замирает. Это дух покинул ее. Лечение окончено, и знахарь покидает деревню.
Из всех танцев «джок» самым важным считается посвященный рождению близнецов, которые называются подарком «джок аньйондо». Кроме того, близнецы, как верят ачоли, появляются на свет только по воле предков. Танец, называемый «джок рут», устраивается у священного места, где участники благодарят, предков и совершают обряд приношений.
У баганда церемониальный танец по случаю рождения близнецов начинается, когда близнецов вносят в родительский дом. С этого момента каждый, кто переступает порог дома, должен все чувства и переживания передавать в песне, даже если гость захотел пить, он обязан спеть свою просьбу.
Затем по традиции близнецов выносят во двор на всеобщее обозрение. У дома уже установлены ритуальные барабаны. Родственники счастливых родителей делятся на две группы и, продолжая пение, окружают «свои» барабаны, стремясь не допустить, чтобы кто-то из другой группы прикоснулся к ним. Борьба продолжается до тех пор, пока матери или отцу близнецов не удается это сделать. Затем начинается угощение, сопровождаемое танцами и ритуальными песнями. Возле новорожденных сидит знахарь, который время от времени окропляет близнецов и танцующих заговоренной водой и бормочет заклинания, отгоняя злых духов.
Сами африканцы приписывают танцам и музыке мистическое происхождение, наделяют их способностью обезвреживать дурные сверхъестественные силы и помогать человеку в обуздании природной среды. И в этом есть немалая доля истины.
Как показали исследования, танцы и музыка, а главное — ритм, оказывают на человека мощное психологическое и физиологическое воздействие. Ритм задает темп коллективному труду, снимает усталость; вместе с мелодией он приводит в приподнятое, на грани экстаза, состояние, в котором рассеивается накопленный за день отрицательный эмоциональный заряд, тают озабоченность, страх, переживания.
Примечательно, что музыка и танец — неотделимая часть любого обряда. Чтобы исцелить больных, африканцы поют лечебные песни-заклинания и исполняют предписанные знахарями танцы. По утверждению знахарей, музыка и танец лечат все болезни.
Более того, только на слух, по писку ребенка или по голосу взрослого, опытный знахарь может определить, здоров человек или его гложет недуг. И если кому-то нездоровится, знахарь берет тамтам, поет, танцует, и — удивительное дело — нередко больной и в самом деле встает на ноги, подбадриваемый живительным ритмом здоровья.
«Музыка придает африканцу дополнительные физические и душевные силы. У бембе (Конго) есть гитара — нгонфи, бембе под палящим зноем быстро пройдут 30 километров; без гитары им не осилить и километра» (Корочанцев В., с. 213).
Помимо правильных, оздоровительных звуков есть и калечащие, омертвляющие. Они хорошо известны африканцам. Известны они и современным исследователям, подтверждающим «магическую» силу танца, музыки, ритма.