Дети-духи в верованиях австралийских аборигенов
Главную роль в рождении аборигены Австралии отводят духу ребенка, который оживляет плоть, «вдыхает» жизнь в зародыш. Часто этот дух представляется не единым и неделимым, а способным одновременно воплощаться в несколько существ или предметов, которые ассоциируются с тотемическими мифами и обрядами.
Так, в Большой пустыне Виктория, как и в других районах Австралии, имеются особые центры, в которых, по представлениям аборигенов, обитают дети-духи; обычно это источники и водоемы. Детей-духов можно увидеть издалека, когда они стоят вокруг, но они сразу же исчезают, если к ним приближаются.
Женщина, желающая иметь детей, идет в такое место, сидит там и ждет, когда дитя-дух проникнет в ее тело. Считается также, что дух ребенка может последовать за женщиной на стоянку. Как рассказывают аборигены, места, где обитают дети-духи, были созданы мифическими предками, и во многих племенах дети-духи представляются воплощениями могущественных существ из Мира сновидений.
Дети-духи могут «вселяться» в зверей, птиц, рыб, растения и так далее и «проникать» в женщин вместе с пищей, которую приносят им мужья.
Согласно поверьям, такая пища вызывает у женщин тошноту, а позже муж видит во сне духа-ребенка вместе с каким-нибудь животным. Это животное считается тотемом зачатия будущего ребенка. В Восточном и Южном Кимберли тотем по зачатию проявляет себя через какие-нибудь признаки на теле ребенка.
Так, один из мужчин биррундуду рассказывал, что у него четыре соска, потому что его отец дал матери два сросшихся корня лилии, которые вызвали у нее рвоту.
Другой мужчина, убивший кенгуру ударом в шею с левой стороны, дал кусок мяса животного своей жене, от чего ее вырвало. Затем во сне он увидел кенгуру, и ребенок, который родился через некоторое время, имел отметину на левой стороне шеи.
В Северо-Восточном Арнемленде дети-духи ассоциируются со священными водоемами и источниками и считаются непосредственно связанными с мифическими существами. Согласно поверьям, ребенок-дух принимает облик животного, рыбы или других живых существ, на которых охотятся.
Иногда он дает поймать себя, иногда исчезает каким-нибудь необычным способом. А потом мужчина видит этот дух во сне в человеческом облике. Дух будущего ребенка обращается к мужчине как к отцу и спрашивает, кто будет его матерью. Мужчина показывает на свою жену, и ребенок-дух проникает в нее.
Иногда дети-духи для того, чтобы привлечь охотников — будущих отцов, посылают им в большом количестве рыбу или забираются на спину кенгуру или буйвола. Убив таких животных, охотник видит своего будущего ребенка.
Эти представления о «духовном зачатии» были важны, так как во многом определяли то место, которое человек занимал в системе социальных отношений.