Античная философия
Античная философия — это философия древних греков и римлян, зародившаяся в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовавшая до VI века нашей эры. Формально датой её завершения считают 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию — последнюю философскую школу античности.
Хронологически история античной философии охватывает период свыше 1200 лет, с 6 в. до н. э. по 6 в. н.э. Географически перед нами—восточная половина Средиземноморья, где в течение указанного периода времени успели смениться: полисная демократия Древней Греции времен независимости, эллинистические монархии, возникшие после распада империи Александра Македонского, Рим республиканский и Рим императорский. Все это время языком античной философии был греческий, хотя безусловно важно постепенное оформление латыни как философского языка (Лукреций, Цицерон, Сенека).
Историю развития античной философии принято подразделять на 4 периода: досократический, классический, эллинистический и римский позднеантичный.
Архаика (VIII- VII в.в. до н.э.)
Основные идеи | Представители |
В период архаики философии, как таковой, еще не было. Философские традиции только зарождались, но они заложили основы философского познания в дальнейшем. | Гомер Гесиод Орфей Лин Мусей Эпименид Ферекид Акусилай |
1. Досократический период или греческая натурфилософия ( VI-V вв. до н.э.)
Греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук.
Школы | Основные положения | Представители |
Милетская школа | Милетская школа — первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. Иногда её включают в состав «ионийской философии».Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух.Роль милетской школы в становлении и развитии древнегреческой культуры не ограничивается областью чистой философии, а распространяется и на естественно-научные знания. Так, Фалес определил продолжительность года в 365 дней, предсказал солнечное затмение. Анаксимандр изготовил солнечные часы, карту суши и моря. Анаксимен занимался изучением астрономии. Поэтому Милетскую школу считают истоком древнегреческой, а следовательно, и европейской науки: физики, астрономии, метеорологии, биологии и географии, а также (возможно) математики. |
Фалес Анаксимандр Анаксимен |
Школа Пифагора (пифагорейцы, пифагорейский союз) | Религиозно-философское учение, возникшее в Древней Греции VI—IV вв. до н. э. (также известно как пифагорейство). Получило название по имени своего родоначальника Пифагора. Выступала в противовес материализму милетской школы. Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа — это одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. В конце концов, пифагорейцы впали в мистику чисел, придавая им (числам) сверхъестественный религиозно-мистический характер. |
Пифагор Алкмеон Кротонский Архит Тимей Локрский Филолай |
Элейская школа (элеаты) | древнегреческая философская школа, существовавшая в конце VI ? первой половине V веков до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии. | Ксенофан Парменид Зенон Элейский Мелисс |
Школа Гераклита | Продолжателем милетской школы выступил великий диалектик античности Гераклит (544—484 гг. до н. э.). Учение Гераклита — это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категориальному восприятию его. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности — ведущая категория его философии. Сутью его сочинений является утверждение борьбы, царящей в природе и общественной жизни в виде постоянного движения, изменения и превращения друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики. |
Гераклит Кратил |
Школа Анаксагора | Была основана в Афинах Анаксагором (годы жизни ок. 500-428 до н. э.). Основной тезис: ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением – разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами, или гомеомериями. (Это нечто, подобное современному пониманию химических элементов.) В противоположность Пармениду и Фалесу, учившим, что «Все есть едино», Анаксагор утверждал: «Все есть многое» | Анаксагор Архелай Метродор Лампсакский |
Атомисты | древнегреческая философская школа атомистов существовала в V — IV веков до н. э.. Является самой ранней исторической формой атомизма — натурфилософской и физической теории, согласно которой чувственно воспринимаемые ( материальные ) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов.Анатомистическая теория Демокрита давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов. |
Левкипп Демокрит Метродор Хиосский |
вне школ | Эмпедокл Диоген Аполлонийский |
|
Софисты | Особое место в культуре и философии Древней Греции принадлежит софистам, наиболее известными среди которых были Протагор (490—420 гг. до н. э.) и Горгий (около 480 — около 380 гг. до н. э.). Софистов не без основания считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. В основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: блага — это то, что доставляет человеку удовольствие, а зло — то, что причиняет страдания. При таком подходе основное внимание уделялось психологическим сторонам личности. Об этом свидетельствует и сформулированный Протагором исходный принцип софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». |
Старшие софисты: Горгий Протагор Антифонт Продик Гиппий Ксениад Младшие софисты: Фрасимах Калликл Критий Ликофрон Алкидам |
2. Классический период( V-IV вв. до н. э.)
Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники.
Школы | Основные принципы | Представители |
Сократ | ||
Академия — школа Платона, или Платоники | Платонизм — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Первыми последователями платонизма были ученики Академии, школы Платона, созданной им в IV веке до н. э. и находившейся недалеко от стен Афин. Школа была основана самим Платоном и просуществовала до 529 н. э., когда была закрыта по приказу императора Юстиниана I.Платонизм обычно подразделяют на три основных периода: ранний, промежуточный и неоплатонизм. Объединительными чертами, характеризующими догматику школы на всём протяжении её существования, являются учение о бессмертии бестелесной души, а также противопоставления чувственного и умопостигаемого, становления и бытия, знания и мнения, идей и вещей. |
Платон Спевсипп Ксенократ Полемон Крантор Кратет Афинский Клеарх |
Мегарская школа | одна из сократических школ древнегреческой философии, основанная Евклидом из Мегары (не путать с математиком Евклидом ). Существовала в IV в. до н. э. , сочетала идеи Сократа , элейской школы и софистов .Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики ; сократовскую этику они связывали с элеатским учением о вечном и неизменном Едином. | Евклид из Мегары Стильпон Диодор Крон Евбулид Клиномах |
Киники | кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем — Диоген Синопский.Основные идеи школы кинизма:Аскесис, способность к самоотречению и перенесению трудностей. Аскесис киников — предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера».Апедевсия, способность к освобождению от догм религии и культуры. Апедевсия киников — отстранённость от культуры и общества. Киники считают, что культура (в частности, письменность) делает знание мёртвым; таким образом, необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются [кинической] добродетелью.Автаркия, способность к независимому существованию и самоограничению. Автаркия киников — независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства. |
Антисфен Диоген Синопский |
Киренаики | представители греческой философской школы, последователи Аристиппа из Кирены. Занимают промежуточное положение в истории философии между Сократом и Эпикуром.ОЛсновные положения философии киренаиков:Единственная цель в жизни — это наслаждение ( гедонизм ), которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Антитеза наслаждения — боль. Наслаждение и боль составляют два состояния души. Счастье — это «совокупность частных наслаждений», которые выпадают на долю человека.Поздние киренаики (гегесианцы) отрицали возможность счастья для человека ( пессимизм ) и даже проповедовали самоубийство посредством голодания. Также представители данной школы выступали против изучения природы ввиду её непознаваемости ( агностицизм ), однако привычные представления о богах киренаики все же отрицали. Боги по учению Эвгемера суть обожествленные правители древности ( эвгемеризм ). Идеал мудреца по мысли киренаиков автаркичен и эгоистичен, ибо наслаждение всегда индивидуально. | Аристипп Арета Киренская Аристипп, сын Ареты Феодор-Атеист Гегесий Аникерит Эвгемер |
Элидо-Эретрийская школа | Эретрийская школа — одна из философских школ Древней Греции, продолжила линию школы из Элиды, основанной Федоном и перенесённую в Эретрию его учеником Менедемом. Иногда школу называют Элидо-Эретрийской, поскольку воззрения этих двух школ были схожими. Школа перестала существовать вскоре после смерти Менедема (III в. до н. э.), поэтому очень мало известно о её положениях. | Федон из Элиды Плистен из Элиды Менедем |
Другие сократики | Главкон из Афин Кебет Критон Симмий Симон-кожевник Эсхин |
|
Аристотель и перипатетики | Аристотель — натуралист классического периода. Философия Аристотеля охватывала все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности. В 335/334 г.г. до н.э. основал перипатетическую школу. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы перипатетиков логически завершила и подытожила достижения классического периода. |
Аристотель Теофраст Эвдем Родосский Стратон Аристоксен Дикеарх Клеарх |
4. Эллинистический период (вторая полов. IV в. до н. э. – 1 в. до н. э. )
Философия эллинизма представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников):
Школы и напрвления | Основные идеи и принципы | Представители |
Скептицизм | Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Философия скептиков не оформилась в самостоятельную школу. | Пиррон Энесидем Агриппа Ксанф |
Эпикуреизм | философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных. | Эпикур Метродор Лампсакский |
Стоики ( Древняя и Средняя Стоя) | Стоики — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Свое название получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н. э. — середина II века до н. э.), Средняя (II—I века до н. э.), Новая (I—III века н. э.).Диоген Лаэртский со ссылкой на Зенона Китийского разделял учение стоиков на три части: физику, этику и логику.Физика: Стоики представляют мир живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом.Логика состояла из риторики (наука говорить) и диалектики (наука спорить).Этика: Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов , греков и варваров, мужчин и женщин. | Зенон Китийский Клеанф Тимон Хрисипп Зенон Тарсийский Кратет Малльский Панетий Родосский Посидоний |
Старые школы, зародившиеся в классический период и продолжавшие существовать в период эллинизма:
школы, философские направления: | Представители |
Клиники | Менипп Гадарский Бион Борисфенит Кратет Гиппархия Метрокл из Маронеи |
Платонизм: Средняя и новая Академия | Аркесилай Лакид из Кирены Эвандр из Фокиды Карнеад Клитомах Филон Ларисский Антиох из Аскалона |
Перипатетики | Критолай Кратипп |
Вне школ | Филон Александрийский |
5. Римская и позднеантичная философия (1 в. до н. э. — V в. н.э.)
Римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ. Основные школы римского периода:
Школы | Основные идеи | Представители |
Эклектизм | способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем. Этот термин ввёл в употребление александрийский философ II века Потамон, которого упоминает Диоген Лаэртский в конце своего введения в трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит здравый смысл. Хотя такое направление в философии и не выдерживает критики, это ещё не значит, что всякий эклектизм должен быть осуждаем. | Цицерон |
Римский эпикуреизм | В 88 году до н.э.учение Эпикура распространилось в Риме благодаря сколарху Федру | Каций Лукреций |
Стоики (Поздняя Стоя) | Музоний, Руф Гай Сенека Эпиктет Марк Аврелий Калиетес Максим Клавдий |
I в. до н. э. — V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима, развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы:
Школы и направления философии | Представители |
Неопифагореизм | Аполлоний Тианский |
Средний и поздний платонизм | Плутарх Клеанф Цельс |
Скептицизм | Фаворин Секст Эмпирик |
Перипатетики | Александр Афродисийский Фемистий |
Неоплатонизм | Аммоний Саккас Плотин Кастриций Порфирий Ямвлих Клавдиан Прокл Диадох Зенодот Дамаский Симпликий |
Христианская философия | Климент Александрийский Ориген Августин Блаженный Боэций |
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция