Алкмеон Кротонский
Алкмеон Кротонский (Alkmaion, VI–V вв. до н.э.) — древнегреческий врач и натурфилософ, представитель кротонской медицинской школы. Автор сочинения «О природе». Впервые изложил натурфилософскую концепцию о человеческом теле как микрокосме и системе противоположностей. Предположительно первым среди античных врачей занимался анатомо-физиологическими исследованиями на животных, описал перекрест зрительных нервов и слуховой канал.
Алкмеон считается одним из учеников Пифагора. Однако в силу приоритета интереса Алкмеона к медицине, а не к философии, многие вообще оспаривают его причастность к учению пифагорейцев. Под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление о здоровье как гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого. Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону прийти к мысли о том, что мозг есть орган души и познания. Это было заявлено в противовес господствовавшим в то время представлениям, что центральным органом духовной жизни является сердце.
Алкмеон известен в истории психологии как основатель принципа нервизма, он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.
Алкмеон сделал первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводников, идущих от мозга к органам чувств. Им было установлено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощущения и восприятия. Предположение Алкмеона о наличии психики у человека и животных как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом, выражало новый взгляд на границы психического, который принято называть в настоящее время нейропсихизмом.
Наделяя животных душой, Алкмеон не был склонен к отождествлению психики животных и человека. От животных человек отличается разумом, а анатомической основой различия между ними является общий объём и строение мозга, а также органов чувств. Теофраст приводит следующую фразу, описывая идеи Алкмеона: «А именно он говорит, что человек отличается от прочих [животных] тем, что только он мыслит, между тем как остальные [животные] ощущают, но не мыслят» (Теофраст, «О чувствах»).
Хотя разум и отличает человека от животных, свое начало он берет в ощущениях, возникающих в органах чувств. Рассматривая ощущения в качестве исходной формы познавательной деятельности, Алкмеон впервые пытается описать условия возникновения ощущений и формулирует в этой связи правило подобия в качестве объяснения чувствительности. Для возникновения какого-либо ощущения необходима однородность физической природы внешнего раздражителя и органов чувств.
По мнению философа, глаз состоит из воды и огня, а видит человек тогда, когда видимое отражается в прозрачной части глаза. Слух возможен тогда, когда звук извне попадает в ухо, обрабатывается некоторым «пустым местом» во внутреннем ухе, и уже после обработки передается в головной мозг. Вкус возникает с помощью языка, который распределяет вкусовые черты объектов за счет их температуры. Обоняние же, по мнению Алкмеона, происходит в то время, когда мы делаем вдох, таким образом передавая дыхание в мозг.
Принцип подобия распространялся Алкмеоном не только на ощущения и восприятия, но и на эмоциональные переживания. Уровни жизнедеятельности связывались Алкмеоном с особенностями динамики и перемещений крови в теле. Прилив крови в жилы вызывает пробуждение, отлив крови от жил ведет ко сну, а полный отток крови приводит к смерти организма. Общее же состояние организма определяются соотношением четырёх стихий — воды, земли, воздуха и огня, являющихся строительным материалом тела. Правильная координация, равновесие, гармония этих четырёх элементов обеспечивают физическое здоровье тела и бодрость духа человека. Нарушение равновесия ведет к различным болезням и в самом худшем случае — к гибели. Равновесие и гармония стихий в теле и здоровье человека зависят от пищи, которую он употребляет, от климатических и географических условий, в которых человек живёт, наконец, от особенностей самого организма.
Выдвинутые Алкмеоном положения о связи психики с мозгом, принцип нервизма, принцип подобия в объяснении возникновения ощущений и восприятий, идея о внешних и внутренних факторах, определяющих общую активность и жизнедеятельность организма, оставили заметный след в дальнейшем развитии древней медицины, философии и психологии. На идеи Алкмеона будет опираться вся медицина Гиппократа и, в частности, его учение о четырёх типах темперамента. Принцип нервизма станет основой для развития мозгоцентрической точки зрения на локализацию души. Принципа подобия в объяснении механизма ощущений и восприятий будут придерживаться Эмпедокл, атомисты.
Афоризм Алкмеона Кротонского: «Врага остеречься легче, чем друга».
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Греция