Следы атлантов в глубине тысячелетий
А нельзя ли обнаружить следы минойцев в VI-III тыс. до н. э. в других районах древнего мира, удаленных от Средиземного моря?
Минойцы были отличными мореплавателями, и поэтому пути их, вероятнее всего, были связаны с водными просторами. Еще в VIII-VII тыс. до н. э. они обладали прекрасным флотом и могли направлять корабли по звездам. Это позволяло им приступить к освоению удаленных земель.
Осваивая Ливию-Африку, минойцы могли еще в VII тыс. до н. э. плавать по Нилу, который был ближе всего от ми-нойского центра — острова Стронгеле. Спустившись по Нилу до местечка Джебель-аль-Арак, они по ныне высохшему руслу Вади-Хаммамат могли добираться до Красного моря, а отсюда выходить в Эритрейское.
На скалах в Нубийской скалистой пустыне у Красного моря в верхнем Египте изображен морской бой. Часть кораблей, принимавших участие в сражении, были египетскими папирусными лодками. Рядом с египетскими нарисованы корабли чужеземцев. У чужих кораблей плоское дно, нос загнут вверх, корма приподнята, парус — прямоугольный. Управлялись они большим рулевым веслом. Битва таких же кораблей с египетскими была изображена и на ручке ножа у места впадения в Нил Вади-Хаммамат. А это означает, что чужеземцы ходили и по Нилу. Ученые относят эти рисунки к III тыс. до н. э.
В начале III тыс. до н. э. образовалось египетское государство. Корабли минойцев, свободно плававшие до этого времени по Нилу, теперь столкнулись с организованным сопротивлением египтян, о чем рассказано в рисунках на скалах.
На рисунках протошумеров тоже изображены чужеземные корабли. Эти суда, согласно шумерским источникам, приходили из страны Дильмун. На таком корабле, по легендам шумеров, приплыл в Месопотамию человек-рыба, одаренный разумом — бог протошумеров Энки. Можно предположить, что это произошло в V тыс. до н. э. Легенды повествуют, что “… это существо проводило весь день среди людей, преподавая им понятия о грамотности и о разных искусствах”. Энки научил людей строить города, возводить храмы, сеять зерно. Он дал людям законы. С заходом солнца Энки снова уходил в воды моря.
Ученые давно пытаются найти страну Дильмун. Были попытки отождествить Дильмун с архипелагом Бахрейн. Однако кроме прочих значительных отличий культура Бахрейна сложилась в III тыс. до н. э., т. е. позднее, чем культура Месопотамии более чем на тысячу лет.
На роль Дильмуна выдвигалась Индия. Однако Индию протошумеры называли страной Меллухи. Кроме того, культура Индии возникла на 1,5 тыс. лет позднее шумерской.
Изображение чужеземных кораблей встречается и у протоиндийцев, к которым принадлежат дравидские народы. “Они появились в Индии не позднее IV тыс. до н.э.” — писал советский дравидолог М. Андронов. Расцвет культуры протоиндийцев-дравидов наступил в середине III тыс. до н. э. Промежуточного периода между веком камня и веком бронзы у них до сих пор найти не удалось. Совершенно неожиданно, на пустом месте, возникает протоиндийское письмо. Пиктография у протоиндийцев тоже не обнаружена.
Все элементы древнейшей цивилизации Индии появляются во вполне законченном виде без какого-либо подготовительного периода. До нашего времени дошли иероглифы протоиндийцев, изящное искусство глиптики, элементы планировки городов с благоустроенными улицами и системой канализации. Гибель цивилизации наступает столь же неожиданно, как и возникает — в середине II тыс. до н.э.
При раскопках протоиндийского города-порта Лотхала, который возник более чем за 2 тыс. лет до н. э., на печати было найдено изображение парусного судна. Такие же суда были вырезаны на черепице и терракотовом барельефе. У них плоское дно, загнутый кверху нос, приподнятая корма, парус, рубка на палубе, рулевое весло.
Все это позволяет предположить, что существовал народ, который, начиная как минимум с V тыс. до н. э., совершал плавания вдоль северных берегов Эритрейского моря, называемого сегодня Индийским океаном. Этот народ жил в стране, которую протошумеры называли Дильмун. По легендам протошумеров, именно этот народ способствовал становлению и развитию их цивилизации, а значит, не позднее V тыс. до н. э. он находился на уровне государства бронзового века, достигшего расцвета.
Можно предположить, что протоиндийцы, цивилизация которых возникла в середине III тыс. до н.э., были учениками этого народа. Они получили в готовом виде письменность и градостроительство, мелкую пластику и некоторые элементы мифологии.
Необычайно интересно сравнить рисунки чужеземных кораблей из Египта, изображения их у протошумеров и протоиндийцев с кораблями народов, которые жили в это время (V-III тыс. до н.э.). Кроме минойцев, если, конечно, допустить, что наша гипотеза верна, сравнивать более не с кем, поскольку приплывать с погибших островов гипотетической Лемурии в течение трех тысячелетий корабли не могли. Сравнение чужеземных изображений кораблей у египтян, протошумеров и протоиндийцев с изображениями кораблей минойцев приводит к выводу, что на рисунках, вероятнее всего, изображены именно минойские суда.
Все изложенное позволяет предположить, что минойцы не позднее V тыс. до н. э. начали предпринимать длительные походы, вероятно, прежде всего с торговыми целями в воды Эритрейского моря (Индийского океана).
Являясь более древним народом с высокой бронзовой цивилизацией, минойцы не могли не оказать влияния на протошумеров, египтян и протоиндийцев. Сравнение культур этих народов с культурой минойцев весьма интересно.
Главой пантеона богов у минойцев был Посейдон — “владыка вод и водной стихии”, супруг Земли, бог плодородия. У минойцев существовал культ воды. Во дворцах, в жилище простых минойцев и даже в так называемом “караван-сарае” (такие постоялые дворы минойцы размещали у дорог) есть ванные помещения с глиняными или каменными ваннами, бассейны для омовения ног. На Крите найдены и “священные источники”, в комплексах всех дворцов сохранились крупные бассейны с чистой проточной водой. Археологи обнаружили на Крите канализационную систему. Все эти данные вполне отвечают мифологии шумеров, согласно которой в стране Дильмун, откуда приплыл на корабле бог Энки, существовал культ воды. Культ воды с древних времен существовал и в Индии. Священными считались и воды Нила в Египте.
Большую роль в культах минойцев играет женское божество- Мать-богиня. Часто она или ее жрицы изображались со змеями. Культ женщины — богини плодородия, в том числе и со змеями, существовал в Египте, Шумере и Индии.
Огромное значение придавалось минойцами культу быка. Бык почитался в Египте, Индии и у протошумеров. Интересно, что особая, чисто минойская мифологическая форма этого культа — Человекобык-Минотавр — с небольшими отклонениями прослеживается во всех этих странах. В III тыс. до н. э. фараон Египта назывался “тельцом”. Целый ряд мифологических персонажей Египта в то или иное время выступали в образе быка, коровы или имели характерные признаки этих животных: рога, уши, хвост и т. п. Минотавр существовал в культах протошумеров, звали его Энкиду. Его человеческая голова и тело украшались рогами и хвостом.
На Энкиду необычайно похож “минотавр” в изображении протоиндийцев. Э. Маккей пишет: “Этот получеловек-полубык поражает своим сходством с одним шумерским полубогом или героем, что, по-видимому, указывает на существование отдаленного родства между отдельными поверьями этих культур. Не исключена возможность, что при этом роль посредника сыграла какая-то третья страна, с которой в отдаленном прошлом население Шумера и долины Инда поддерживало тесную связь”. Думается, мнение ученого дает вполне логичное объяснение появлению общих черт в столь различных в своей основе культурах, как культуры Египта, Инда и шумеров.