сайт Тайны и Факты

Следы атлантов в глубине тысячелетий

Археологи в XX в. установили, что становление культуры народов Малой Азии уходит в глубину тысячелетий. Одним из самых древних в Сиро-палестинском регионе является докерамическое неолитическое поселение Иерихон. Археологи относят его к VIII-VII тыс. до н. э. Глинобитные дома поселения были защищены стеною из бутового камня. Сохранилась и монументальная башня. Культура Иерихона очень примитивна. Его жители еще не знали керамики и пользовались каменными сосудами, весьма немногочисленными.

На основе примитивной культуры типа, возникшей в Иерихоне, сложилась культура более высокая. Примером могут служить 22 поселка, расположенные на равнине Конии в Малой Азии, с центром в Чатал-Хююке. Поселок составляли примитивные глинобитные жилые дома “вперемежку с небольшими, почти не отличающимися от жилищ святилищами, по-видимому, родовыми, украшенными росписями и глиняными рельефами”,- пишет В. Афанасьева. Культы Чатал-Хююка продолжают традиции палеолита. Для нас особенно интересно, что они имеют необычайно близкие аналогии с минойскими.

Главное женское божество в Чатал-Хююке и у минойцев- Богиня-мать. В представлении древних это — женское творческое начало. Культ богини-Матери очень древний. Он зародился в верхнем палеолите. Еще кроманьонцы создавали культовые статуэтки палеолитических “Венер”. В. Афанасьева рассказывает: “В святилище * были обнаружены в большом количестве прекрасно выполненные статуэтки обнаженных женщин. Каменные и глиняные фигурки, смело моделированные, подчеркивали пышность как бы переливающихся объемов и, безусловно, связаны с культом плодородия. Женщины изображены либо с маленькими леопардами у груди, либо на троне из леопардов”. Мифологический образ леопарда появляется в неолитической культуре Чатал-Хююка в конце VII — начале VI тыс. до н.э. Он выступает в роли символа женского божества плодородия. На одной из наскальных фресок Чатал-Хююка, по-видимому, изображен ритуальный танец. Полулюди-полузвери, облаченные в шкуры леопардов, несутся в ритуальной пляске.

К древнейшим богам минойского хтонического круга следует причислить женские божества — богиню-Мать, а также ее ипостаси Артемиду и Атланту. Обе они связаны с львицей- символом материнства. На одной из минойских печатей мы видим такую богиню, со львицами или пантерами. К той же группе богов, связанных с творческим началом в природе, следует отнести и Загрея, являющегося архаической ипостасью бога — Диониса. Интересно, что Загрей-Дионис часто изображается в барсовой (леопардовой) шкуре или верхом на леопарде.

Миф рассказывает, что прежде чем попасть в Грецию, Загрей-Дионис, скитаясь, прошел по Египту, Сирии, Фригии и даже Индии, иначе говоря, его культ покорил всю Юго-Восточную и Южную Азию. С Критом связан и брак Загрея-Диониса. Его женою стала Ариадна, дочь царя Крита Миноса.

Культ Загрея в давние времена включал кровавые жертвоприношения, по-видимому, даже человеческие. Это говорит о глубокой древности культа. Растерзан Титанами, по наущению Геры, был и сам Загрей. Его буйные культовые оргии даже в античной Греции сопровождались исступленными ритуалами. Спутниками Загрея были менады, сатиры и дикие звери, в том числе пантеры и леопарды. И люди и звери упивались кровью растерзанных диких зверей, вырывали из земли деревья.

Интересно, что на скалах Ливии-Африки есть изображение двух, стоящих на задних лапах пантер. Размещенное на вершине скалы, изображение доминирует в окружающем ландшафте и, вероятно, служит культовым целям.

Как в Чатал-Хююке, так и у минойцев большую роль играет культ быка. Он тоже возник еще в палеолите, где “символ быка понимался как воплощение космического начала”. Изображения быка или бизона были широко распространены у кроманьонцев. У обоих народов бык-излюбленная тема изобразительного искусства. В святилищах Чатал-Хююка бык изображался в росписях. Часто головы быков лепили из глины. Иногда для скульптуры использовали натуральные бычьи рога и черепа. У минойцев быки изображались в росписях на стенах и на керамических сосудах. Часто сами сосуды имели форму головы быка или повторяли всю его фигуру. На металлических сосудах выбивали рельефы с изображениями быков. У минойцев и в Чатал-Хююке бычьи рога венчали культовые столбы, выставлялись на скамьях и полках, а также завершали крыши минойских зданий.

Особый интерес представляют изображения игрищ с быком, которые встречаются у обоих народов. На росписи в Чатал-Хююке огромная туша животного окружена толпою маленьких скачущих вокруг человечков. Похожая фреска есть и на Крите (мы уже говорили о ней). Несущийся бык окружен людьми. Однако все дело в том, что кносская фреска на 3,5 тыс. лет моложе росписи в Чатал-Хююке. И именно поэтому сходство не может не удивлять. Неолит на Крите начался в VI тыс. до н. э. Это как раз то самое время, когда создавалась роспись в Чатал-Хююке (5585 г. до н.э.). В то же время, до второго тысячелетия на Крите вообще не обнаружено росписей. А ко второму тысячелетию о культуре Чатал-Хююка уже никто и не помнил.

Значит, подобные культы и прототипы росписей могли быть обнаружены лишь на минойском Стронгеле, откуда пришла, как нам представляется, минойская культура на Крит. Однако это документально установить невозможно в связи с разрушением острова Стронгеле. Конечно, интересно было бы знать, где зародились игрища с быком. В то же время вне зависимости от того, какой народ — минойцы или жители Чатал-Хююка ввели этот культ, ясно одно — культуры и культы этих народов имеют много общего, что позволяет допустить общение этих народов. Добраться до Малой Азии минойцам было значительно проще, чем до Испании и Ливии, поскольку Эгейское море было полно островов и островков. В VIII тыс. до н. э. Средиземное море было еще на 30 м ниже своего современного уровня, а значит, и острова были крупнее.

А все это, в свою очередь, говорит о многом. В VIII тыс. до н.э. следы минойцев обнаруживаются в Испании, в VII тыс. до н. э. они установили контакты с Ливией-Африкой, а в VIII-VII тыс. до н. э. побывали в Малой Азии. Значит, минойцы избороздили Средиземное море уже в VIII тыс. до н. э, и начали осваивать просторы и побережье Средиземного моря еще в период неолита.

Страницы: 1 2 3 4 5

Атлантида - среднеземноморская гипотеза