“Я ЖИВУ НЕ ДЛЯ СЕБЯ, А ДЛЯ ЛЮДЕЙ”

Болгарская пророчица Ванга
автор - Красимира Стоянова

Дом Ванги в Петриче ежедневно осаждают сотни людей. Каждый приехавший сюда хочет услышать ответы на свои вопросы только из ее уст. Один надеется решить личные или служебные проблемы, другой — избавиться от семейных неурядиц, третий жаждет исцелиться от болезни, четвертый явился просто из любопытства, желая воочию убедиться в прорицательских способностях Ванги, потому что слышал о ней самые невероятные слухи. Жители Петрича настолько привыкли к толпам людей перед ее домом, что воспринимают их совершенно естественно и, вероятно, немногие из них отдают себе отчет в том, каким „сокровищем” стала для их города Ванга, перебравшаяся сюда в 1942 году. К ней приходят самые разные люди — и по возрасту, и по уровню образования, и по воззрениям. Что же влечет их с такой силой к порогу ее дома? Надежда исцелиться, получить ответы на запутанные вопросы, могущие внести ясность в их тревожное бытие. И Ванга вещает…
Что же такого необыкновенного в ней, что судьбе было угодно наделить ее столь необычным даром?

Ванга родилась 31 января 1911 года в городе Струмица (Югославия) в семье небогатых земледельцев. От отца она унаследовала физическую выносливость, чувство справедливости и сочувствия к обездоленным, а от матери — веселый характер, любовь к чистоте и порядку, воздвигнутым в культ.

Родилась она на два месяца раньше назначенного срока, очень слабенькой, с приклеенными к голове ушами, со склеенными на ногах и руках пальцами. Никто не знал, выживет ли девочка, потому положили дитя поближе к печке, завернув в воловий желудок и укутав нестиранной шерстью, в надежде, что она дотянет до девятого месяца. В одну из мартовских ночей девочка громко заплакала, и вещие „бабки” сказали матери, что, в сущности, ребенок родился именно в этот момент. И поскольку в Струмицком крае бытовало поверие, что нельзя давать имени новорожденному, пока не станет известно, будет ли он жить, на следующее утро бабушка ребенка, возвестившего о себе плачем, вышла на улицу и попросила первую попавшуюся на глаза прохожую назвать женское имя. Та сказала: „Андромаха”. В то время в Струмице многие женщины носили греческие имена, но бабушке это имя не понравилось и она остановила вторую прохожую. Та изрекла: „Вангелия”, что означает „носительница благих вестей”. Имя также греческое, но в этом краю столь распространенное, что бабушка восприняла его как свое „кровное” и одобрила его.

Отец Ванги — Панде Сурчев был еще очень молод, когда записался добровольцем и отправился сражаться против османского ига. Он был схвачен, предстал перед турецким судом, и тот вынес ему приговор о пожизненном заключении в тюрьме „Йеди-ку-ле”, Там он подвергался страшным мучениям и совсем было утратил надежду на спасение, как вдруг в 1908 году его неожиданно выпустили на свободу. „Младотурки”, пришедшие к власти и провозгласившие Турцию конституционной монархией, решением правительства выпустили заключенных из тюрем. Вернувшись на родину, Панде Сурчев понял, что отряды добровольцев — четы еще существуют, и снова включился в борьбу. Вскоре, однако, четы были расформированы, и все возвратились в родные места.

Панде вернулся в Ново-Село, но дома никого не застал. Родители его умерли, а брат где-то затерялся. Целыми днями он бесцельно слонялся, не зная, чем заняться. И вдруг случайно узнал, что община в городе Струмица дает переселенцам брошенные турецкие дома и землю, и решил перебраться в те края.

Дали ему старый дом на окраине города. Почти все дома были обветшалыми, глинобитными, и район больше походил на заброшенное село, чем на городскую окраину. Улочки были узкие, грязные, и вечером на них не было видно на зги. Обнесенные плетиями дворики были маленькие, внутри расхаживала скотина, которую на ночь запирали на нижних этажах домов или же хозяева ночевали вместе с ней. Все переселенцы были жителями окрестных сел — земледельцы, мелкие ремесленники, торговцы, — и перебрались в город, гонимые нуждой. Колоритный облик окраины, прозванной в народе „Светико”, так как домишки в ней располагались вокруг церкви св. Пятнадцати Великомучеников, дополнялся несколькими шумными семействами цыган и семьей ходжи, не пожелавшего переселиться в Турцию. Все называли его Гюл-баба, потому что у него был сад с самыми красивыми розами во всей округе.

Новый поселенец зажил со своими соседями в мире и согласии. Получив немного земли, он стал ее обрабатывать. Сначала жил один, а потом ему приглянулась хрупкая, как девчушка, сноровистая и веселая Параскева, и он взял ее в жены.

Вангелии было всего три года, когда во время родов второго ребенка скончалась ее мать, А вскоре началась первая мировая война. Отец Ванги сразу же был мобилизован и уехал на фронт. Ванга осталась на руках у соседки Асаницы — очень доброй и сострадательной турчанки. Три года от отца не былоникаких вестей, и соседи было решили, что Ванга осталась круглой сиротой, как в один прекрасный день Панде, живой и невредимый, но исхудавший до неузнаваемости, вернулся домой.

И снова они зажили с Вангой в старом домишке, но отец трудно справлялся с дочерью. К тому времени ей исполнилось семь лет, она была худенькой, синеглазой и русоволосой, а нрав у нее был буйный и своенравный. Было видно, что дочь росла без материнской ласки и наставлений.

В это время в Струмице установилась новая власть и новые местные заправилы ввели строгие порядки и разного рода ограничения. Многие жители Струмицы не понимали, чем это вызвано, и жили в непрестанном страхе. Тревога поселилась и в душе Панде, беспокоившегося о будущем дочери.

А она росла жизнерадостной, веселой, общительной, и соседские дети с большим удовольствием приходили играть в их двор. Любимая ее игра состояла в том, что ребятишки ложились на траву — они были „пациентами”, и „доктор” Ванга лечила их. Нарвав трав, она делала им компрессы, а потом заставляла «исцеленных” чисто подмести двор — она терпеть не могла грязи — и садилась на рогожку. Дети гурьбой окружали ее, а Ванга принималась рассказывать все возможные придуманные ею истории. Детишки жадно ловили каждое ее слово.
Спустя годы, будучи в хорошем настроении, отец рассказывал своим детям веселые истории из тогдашнего „хозяйствования” Ванги, и все смеялись от души.

Ванга очень любила прятать предметы в надежное место. Как-то отец решил сходить с соседом на рыбалку и попросил подождать его пару минут, пока он заскочит домой и возьмет удочки. Искал он удочки, искал, перевернул весь дом, а их нет как нет. Ванга с удовольствием наблюдала за его безуспешными поисками и лишь потом поинтересовалась, что он ищет, и сказала ему, где они находятся. С таким же упорством он однажды искал и царвули, и хотя не раз кружил вокруг перевернутого котла, так и не догадался, что они под ним.

Поняв, что не сможет самостоятельно управиться и с дочерью, и с хозяйством, Панде решил жениться во второй раз. Особых шансов на успех у него не было, поскольку он был беден, вдовец, да еще с ребенком на руках, но неожиданно вскоре в дом вошла новая хозяйка.

Танка Георгиева была одной из самых красивых девушек в городе. У нее были такие длинные косы, что она заплетала их, встав на стул. Танка была невестой болгарского офицера, но предстоящая свадьба расстроилась, и родители, боявшиеся людских пересудов, без лишнего шума на скорую руку выдали ее замуж за Панде. Хотя и не радовавшаяся своей участи, Танка нашла в лице своего мужа доброго и работящего человека, а он — прекрасную хозяйку и заботливую мать для своей дочери.

Потекли дни, исполненные достатка и взаимопонимания. Панде был хорошим земледельцем и рачительным хозяином, потому постепенно стал прикупать землю и вскоре уже владел 10 гектарами собственной пашни. В горячую пору он даже нанимал пахарей, и люди начали уважительно величать его „чорбаджи Панде”.

Но благополучие это было недолгим. Один из самых „усердных” приверженцев новой власти не мог простить Панде его прошлого. И вот однажды Панде арестовали и увели. Затем отобрали у него всю землю, несмотря на то, что как раз стояла страда, И благополучная прежде семья познала нищету, которая потом сопутствовала ей долгие годы.

Вернувшийся из участка, где подвергался побоям и мучениям, Панде понял, что ему надо идти наниматься в батраки, чтобы прокормить семью, которая к тому времени пополнилась новым членом. В 1922 Танка родила мальчика, которого назвали Василом. Отец нанялся пастухом в селе Босилово, а затем в селе Дабиля. До конца жизни он так и остался бедняком.

Дома его поджидала жена с двумя детьми — Вангой и Василом. Дочь споро помогала по хозяйству. Ей исполнилось уже 11 лет и, присматривая за братом, она придумывала забавы, в которых и сама принимала деятельное участие. Только вот придумала она такую игру, которая всерьез беспокоила ее родителей … Бывало, положит на улице или же во дворе какой-то предмет, потом вернется в дом, закроет глаза и начинает на ощупь, как слепая, передвигаться и искать оставленный предмет. Упорно, снова и снова она принималась играть в эту игру, и никакие запреты и угрозы взрослых не могли ее остановить.

В 1923 году семья переехала в Ново-Село, поселившись у брата Панде — Костадина. Тот разбогател, женился, но детей бог не дал, и когда он узнал, в каком положении очутился его брат, позвал его к себе, чтобы вместе ухаживать за скотиной и не мыкать нужду в Струмице. Панде согласился.

Рубрика: Ванга
Назад« ФЕНОМЕН ВАНГИ ( часть 3)
Вперед »“Я ЖИВУ НЕ ДЛЯ СЕБЯ, А ДЛЯ ЛЮДЕЙ” ( часть2 )