Копье Власти
В венском Хофбурге, в дворцовой сокровищнице Габсбургов, собрано множество замечательных христианских реликвий. И среди них по праву на самом почётном месте находится предмет, обладающий невероятной, сказочной, а потому неземной энергетикой. Это копьё, прервавшее мучения Спасителя на кресте. На протяжении веков оно было символом силы и могущества, и у него было много имён — Копьё Судьбы, Копьё Власти, Святое Копьё, Копьё Лонгина, Копьё святого Маврикия…
Во многом определяя биографическую канву своих знаменитых, венценосных хозяев, оно имело ещё и единственное, но вполне конкретное предназначение — вершить историю человечества. По преданию, кто владел Копьём, тот владел и судьбой мира. Удавалось это благодаря тому, что Копьё чудесным образом совмещало в себе несовместимое: полюс Добра и полюс Зла. Но сила эта была слепа. И нравственный выбор всецело зависел от владельца.
Говорят, что выковал это Копьё для своих тайных целей третий первосвященник Иудейский, сын первосвященника Елеазара и внук Аарона, маг и каббалист Финеес. Активный общественный деятель, если нужно — воинский начальник, не чуравшийся собственноручно казнить отступников, Финеес неоднократно входил в сношение с силой, именовавшейся в те времена богом, и возвещал его волю своему народу. Копьё на протяжении всей его жизни помогало достигать цели, недоступные простым смертным. С годами слава могущественной реликвии только росла, и ещё больше росло число претендентов на обладание. Его держал в руках Иисус Навин, глядя на рушащиеся стены Иерихона. Царь Саул метнул магический талисман в юного Давида. Ирод Великий, опираясь на Копьё, отдал приказ об истреблении невинных младенцев. Потом по воле провидения оно оказалось в руках римского центуриона Гая Кассия, и умерший Христос обрёл вечную жизнь.
Далее, гласят легенды, могущественным Копьём владели: римские цезари Диоклетиан и Константин (III — IV века); энергичные короли вестготов, сокрушители Римской империи, такие, как Одоакр (V век); загадочные (вполне серьёзно утверждалось, что основатель династии Меровей был рождён от союза женщины с морским чудовищем!), впоследствии прозванные ленивыми, длинноволосые Меровинги, среди которых особняком стоит креститель Франции (496 г.), жестокий и неразборчивый в средствах Хлодвиг, внук того самого Меровея; а также последний деятельный лидер из этой династии, прозванный за рассудительность и прозорливость Соломоном франков, Дагоберг I (629 — 639): Пипин Геристальский (вторая половина VII века) по прозвищу Боевой Молот, прадед знаменитого Карла Великого; и сам легендарный полновластный объединитель и правитель Европы — Шарлемань — для французов и Карл Гроссе — для немцев (742 — 814)…
Только что-то тут не так. Вероятнее всего, миф о Копье был настолько устойчив, что существовали и другие копья, которые объединяла между собой только общая идея. Хотя что касается Карла Великого, то многое говорит за то, что как раз он, вполне возможно, мог видеть и даже держать в руках подлинное Копьё. В 799 и 800 годах патриарх Иерусалимский, видимо желая инициировать то, что через двести лет назовут крестовыми походами, направлял к нему своих гонцов с благословением и священными реликвиями, среди которых, между прочим, были ключи от Гроба Господня и ключи от самого Иерусалима. Карл на уговоры не поддался, на авантюру не пошёл и отделался дорогими подарками, а также крупными денежными пожертвованиями. Последнюю попытку настойчивые монахи с горы Сион сделали в 803 году. С тайной миссией к Шарлеманю в Зальцбург прибыли двое. Есть версия, что во время уговоров как последний довод они продемонстрировали ему мощь Священного Копья.
Но это предположение. Для нас реальная история Копья Лонгина начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Сведения, что называется, из первых рук дошли до нас в пространном и подробном изложении непосредственного очевидца тех событий, летописца и каноника Раймунда Агильского. Дело было так. Участнику Крестового похода, провансальскому крестьянину Петру Бартоломею несколько раз являлся святой Андрей и указывал место, где было зарыто Копьё Судьбы. Он также требовал, чтобы об этом непременно было доложено доблестному рыцарю Раймунду, графу Тулузскому. Но добраться до графа долго не удавалось, так как дистанция в те времена между сословиями была просто катастрофическая. Одолев в конце концов все имеющиеся преграды и выполнив многочисленные, но непременные условия, группа заинтересованных лиц, помолясь, приступила к раскопкам в соборе Святого Петра. И всё произошло как и было предсказано. Всё осуществилось во славу Господа, и найденное Копьё не замедлило продемонстрировать разуверившимся свою чудодейственную силу: неприятельские укрепления стали сдаваться одно за другим крестоносцам, последнее время терпевшим военные поражения. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим.
Но в то же время ширилось число завистников и скептиков. И главным тут был Арнульф, капеллан графа Нормандского. По войскам пошёл ропот, что никакой чудодейственной силы в копье нет, а столь многочисленные явления неотесанному крестьянину наиболее известных и уважаемых святых — просто заурядная выдумка. Тут к загрустившему Бартоломею опять явился святой Андрей и предложил посрамить всех неверующих вполне определённым образом. Далее летописец так пишет об этом: «Пётр Бартоломей, исполненный негодования, сказал, как человек простой и хорошо знавший истину: «Я хочу и прошу, чтобы развели большой огонь; я пройду через него вместе с Господним Копьём. Если это копьё Господа, то я выйду цел и невредим; если же это обман, то я сгорю…» Это происходило накануне пятницы (то есть Страстной, в апреле 1099 г., при осаде Арки)… Князья и народ собрались в числе 40 тысяч… Из сухих олив сделали костёр в 14 футов длины… а высота куч достигла 4 футов… Без малейшего страха, твёрдой поступью вошёл в огонь, неся в руках копьё; на известном месте посреди пламени он остановился и после того прошёл с Божьей помощью до конца… туника нисколько не сгорела и не осталось ни малейшего следа огня на тончайшей материи, в которую было завёрнуто Господне Копьё, народ устремился на него… Ему ранили в трёх или четырёх местах ноги, вырвав куски мяса, сломали спинную кость и исковеркали его…»Петра убили бы на месте, потому что теперь Божья благодать простиралась и на него, он весь был огромной священной реликвией. Его мощи могли исцелять, оторванные руки и ноги творить необходимые чудеса. Несколько благородных рыцарей, в такой свалке сами рискуя жизнью, бросились на защиту. Им удалось отбить изувеченное тело, но провансальский крестьянин от полученных ранений уже не оправился и на третий день умер.
В Европу, а точнее в Париж, Копьё Лонгина из Святой земли доставил Людовик Святой (1214-1270). С этого момента почти все известные императоры владели им. Наполеон, одержавший победу при Аустерлице, тут же потребовал, чтобы ему доставили знаменитый талисман. Он не расставался с ним, пока не пошёл войной на Россию. А Копьё тем временем выкрали. Результат известен всем. Но самый главный час для этого грозного оружия пробил в XX веке.
В 1908-1909 годах почти одновременно с никому не известным и неудачливым художником Адольфом Гитлером обладать Копьём Власти страстно возжелал кайзер Германии Вильгельм. Пока будущий фюрер, являясь почти ежедневно в венский королевский музей, чтобы, балансируя на грани голодного обморока, смешанного с мистическим озарением, насладиться близостью сакральной мощи и флюидов власти, почти осязаемо исходивших от него, искушённый в закулисной политике монарх в недрах своего генштаба вынашивал планы мирового господства и попутно планировал банальную кражу копья. Если бы это ему удалось, Первая мировая война могла бы начаться значительно раньше.
Гитлеру же до конца его дней так и не было суждено оборвать нити зависимости, связывавшие его с Копьём Лонгина. В жуткой мясорубке Первой мировой войны его почти постоянно посещало желанное видение. Он даже написал по этому поводу стихи:
Внезапно, в горькой ночи
Вижу знак Вотана, окружённый немым сиянием,
Выковывая связь с таинственными силами.
Луна, в своём магическом
колдовстве, чертит руны.
Всё, что в течение дня было полным грязи,
Стало ничтожным пред магической формулой.
Так поддельное отделилось от подлинного.
А я нахожусь перед Связкой Мечей.
Придя в Германии к легитимной власти, фюрер замыслил аншлюс Австрии прежде всего ради обладания копьём. Не отставал от него и Генрих Гиммлер. В Паденборне, городе, где в своё время одну из резиденций имел Карл Великий, он к 1935 году восстановил древний замок Вевельсбург, который превратил в центр «нацистской религии», предполагая впоследствии преобразить его в своеобразный «Ватикан СС». Одно из центральных помещений замка именовалось комнатой Копья, и там на самом видном месте была помещена его искусная копия.
Завладев Священным Копьём, нацисты очень тщательно хранили его в Нюрнберге вместе с другими сокровищами, выстроив для этого специальное сооружение со сложной системой охранной сигнализации. Существует версия, согласно которой после поражения сливки германской нации вместе со всеми священными реликвиями (в том числе и с Копьём Власти) на нескольких подводных лодках скрылись в Антарктиде, где в районе Земли Королевы Мод ими заблаговременно был подготовлен подземный город. И все летающие тарелки, которые стали появляться только после 1947 года, не что иное, как дело рук живущих там людей, владеющих неизвестными нам технологиями.
Ну а реально в результате мастерски проведённой операции (немцы попытались вывезти Копьё и ещё два священных предмета как раз перед падением Нюрнберга, но по очень странному стечению обстоятельств именно «копьё св. Маврикия» они, при своём педантизме, вдруг перепутали с «мечом св. Маврикия») седьмая армия генерала Пэтчиза овладела и городом и сокровищами. Узнав о Копье Лонгина, сюда немедленно примчался самый легендарный и самый странный генерал армии США — Паттон. Веривший в реинкарнацию и магию, несколько лет занимавшийся поисками Святого Грааля, он очень хорошо понимал, что держит в руках, потому что сказал сопровождавшим его офицерам, что для человечества наступают трудные времена. Судя по тому, что США точно зафиксировали время, когда стали обладателями Копья Власти — 30 апреля 1945 года, 14 часов 10 минут, — и по тому, как сегодня развиваются мировые события, я уверен, что они владеют священной реликвией и сегодня. А что там лежит на витрине в венском Хофбурге, я, ей-богу, не знаю…
Где все же копье Лонгина?
В сентябре 2001 г. исполнилось 1700 лет Армянской Апостольской Церкви. Вечером 22 сентября глава Армянской Апостольской Церкви Верховный Католикос-Патриарх всех Армян Гарегин II в Первопрестольном Святом Эчмиадзине провел церемонию освящения святого миро. Эта духоносная и необыкновенно красивая церемония особенно важна для Армянской Церкви, поскольку совершается один раз в 7 лет.
В таинстве мироварения задействованы две основные святыни Армянской Церкви: копье Лонгина-сотника и десница Григория Просветителя. Это копье было принесено в Армению апостолом Фаддеем. В средние века оно хранилось в монастыре Айриванк, который позднее был переименован в Сурб Гегард (Святое Копье). В настоящее время эта реликвия хранится в Святом Эчмиадзине. Копьем, также как и десницей Григория Просветителя, Верховный Католикос-Патриарх всех Армян освящает святое миро во время мироварения.
Новейшие исследования, которые провели специалисты из Великобритании, подтвердили, что именно оно является подлинным. Другие подобные реликвии – лишь поздние копии.
– Сейчас британская телекомпания BBC снимает фильм о Святом Копье, – рассказывает глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас. – Английские тележурналисты уже побывали в Вене, Риме и Кракове, где хранятся реликвии, которые считаются «Копьями Судьбы». А потом приехали в Армению, где с благословения Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II им разрешили изучить наконечник подлинного копья.
Именно им был нанесен удар, который принес конец мучениям распятого на кресте Иисуса Христа. В Евангелии написано, что «один из воинов копьем пронзил Ему ребра». И этот сотник, его звали Гай Кассий, произнес: «Истинно этот человек был праведник!» По преданию, легионер уверовал в Христа, при крещении принял имя Лонгин. За проповедь христианского учения он был прославлен как святой. А его копье стало величайшим сокровищем христианства. Мир его знает под названием «Копье Лонгина» или «Копье Судьбы».
Сергей Лабанов, Версия, № 28 (152), 2001