«Мельничное колесо»
Беспрестанно передумывать об одном и том же намерении, работе, спекуляции, которую надобно совершить или нет, равносильно употреблению этой силы на мельничное колесо, вращающееся в пустоте. Мы вечно повторяемся, мы в сотый раз воздвигаем из того же материала мысли, все тот же дом, а второй экземпляр уже является ненужным повторением первого.
Кто склонен вечно обдумывать один и тот же предмет, всегда о нем говорить, никогда не упускать его из виду, кто не может в силу этого следить даже за общим разговором, ни интересоваться его содержанием, кто способен говорить только об одном — тому грозит большая опасность сделаться маньяком.
Маньяк — это человек, который, овладев известной идеей, слившись с ней, думает, быть может бессознательно, лишь о том, чтоб навязать ее другим. Он ни на одну минуту не оставит своей теории, и не сможет приобщиться к чужой мысли. Вот отчего он теряет способность забывать, отгонять от своего воображения единственную, поглощающую его мысль, и вязнет в ней все более и более. Он окружает себя этой мыслью, которая становится для его духа элементом столь же реальным, как воздух для наших легких.
Его близкие и посторонние, сталкиваясь с ним, воспринимают от этой идеи неприятное ощущение, потому что мысль воспринимается не имеющим еще названия чувством. В развитии этого чувства кроется тайна впечатлений приятных или неприятных, которые выносишь о людях при первой встрече. Из реального существа постоянно исходит мыслительное течение, которое производит симпатичное или антипатичное влияние на других в зависимости от его интенсивности и от степени остроты их способности воспринимать.
Такое же влияние оказывает и на нас мысль других, независимо от того, находятся ли они вблизи или далеко. И таким-то образом мы говорим с другими, хотя язык наш остается нем, и становимся им симпатичными или наоборот, оставаясь в уединении своей комнаты.
Маньяк скоро делается мучеником или воображает себя им. Во всяком случае мученичество не есть абсолютная необходимость, разве в том случае, когда оно обуславливается неведением, потому что неведение и создает необходимость. Мученичество всегда свидетельствует о недостатке разумности и такта при представлении мира нового принципа. Анализируйте мученика, вы найдете у него решимость силою навязать людям какую-нибудь идею с готовностью вести наступательную борьбу.
Даже очень опытные люди, замкнувшись в свою преобладающую идею, в конце концов были поглощены ею. Вражда, которую они встречали в других, была сначала в их собственном воображении. “Не мир пришел я принести на землю, сказал Христос, но меч”. Но теперь пришло время в истории мира, когда надо вложить меч в ножны. А между тем много добрых людей бессознательно берутся за меч, чтобы внедрить идеи, которые они почитают за лучшие. Есть меч духовный преобразователя — величие, и меч презрения ко всем не принимающим наших обычаев. Всякая враждебная мысль есть меч, который призывает меч на вас.
Всякая рождаемая мысль тотчас же уравновешивается аналогичной, но противоположной. Будущее царство мира утвердится на сближении противоположностей, примирении врагов, на открытии людям скорее добра чем зла, которое в них таится, на замене сплетен и злословия более приятными к полезными разговорами и на доказательстве примерами существования неведомых доселе путей, ведущих к богатству, счастью и удаче без всякого ущерба для ближнего.
Воин этого царства одарит страждущего своею дружеской улыбкой; наибольшие же страдальцы—те, кто более всех грешат. Самое антипатичное существо, будь это мужчина или женщина, существо наиболее хитрое и вредное нуждается в вашем сочувствии и в помощи всех, потому что зарождая дурные мысли, оно тем самым навлекает на себя страдание и печаль.
Тот, кто питает дурное чувство к человеку, причинившему ему обиду, несправедливость или убыток и таит это чувство часами и даже в продолжении нескольких дней, кончает тем, что подобным настроением утомляется, но уже не в силах его отогнать. Эти мысли докучают ему, угнетают, ослабляют его, но он не может их не возобновлять. Ум утомлен, а что утомляет ум, утомляет и тело.
Это происходит от того, что на себя навлекаешь враждебную мысль другого человека. Он думает о вас то, что вы думаете о нем, и шлет вам волну враждебных настроений. Таким образом и один и другой получает удары невидимой силы и, если эта молчаливая война длится в течение нескольких недель, страдают от нее оба противника. Эта борьба противоположных воли и сил всегда окружает нас. Воздух ею наполнен.
Таким образом, старание забыть о своих врагах или умение направлять к ним лишь мирные мысли является предохранительным актом, подобно протягиванию руки для зашиты от удара. Упорство благонамеренной мысли разрушает дурные замыслы, делает их безвредными. Завет Христа делать добро своим врагам основан на законе природы. Это показывает, что благорасположение сильнее вражды, отвращая и разрушая ее дурные последствия.
Просите о забвении, когда вы не можете удержаться от мысли о человеке или предмете, причинившем вам огорчение, страдание или гнев, потому что просьба есть духовный акт, приводящий в движение силы, способствующие исполнению просимого.
Просьба есть научное основание молитвы. Не умоляйте. Просите настойчиво уделить вам часть сил из окружающих элементов, которыми вы могли бы урегулировать свое воображение, как вы того желаете.
Нет предела могуществу, приобретенному развитием мыслительной способности. Она может предохранить нас от страдания, причиненного огорчениями, потерей состояния, друзей или другими тяжелыми обстоятельствами жизни. Эта способность является тем элементом, тем настроением духа, которое наиболее способствует приобретению благ и друзей.
Могучий дух отгоняет от себя скучные, томительные и тяжелые мысли, забывает их и занимается другим. Слабый же вечно пребывает в среде раздражающих и расслабляющих мыслей, делаясь их рабом. Когда опасаешься несчастья, которое может никогда и не случиться, тело слабеет, энергия парализована. Но возможно настойчивой просьбой выработать в себе способность отогнать всякий страх, всякое угнетенное настроение духа.
Эта способность есть главный путь к успеху. Умейте только о ней просить, и она будет расти с каждым днем, пока вы уже не будете знать страха. Смелые мужчины и женщины могут совершать чудеса.
Если кто не успел приобрести эту способность — это не значит, что он и не может ее приобрести. Каждый день в мире открываются новые и чудесные вещи. Кто тридцать лет тому назад стал бы утверждать, что человеческий голос может быть услышан из Филадельфии в Нью-Йорке, наверно прослыл бы сумасшедшим. Сегодня же чудо телефона проходит незамеченным.
Непризнанные свойства нашего духа далеко оставляют за собой телефон. Мужчина или женщина, воспитывая и утилизируя эти свойства, свершали бы чудеса, о которых соображение не решилось или не решается еще поведать миру.