Мудрость древних. Знания о Земле.
БЫЛА ЛИ ВСЕМИРНАЯ КАТАСТРОФА?
Часть. 2. МИР ДО КАТАСТРОФЫ.
ЗНАНИЯ О ЗЕМЛЕ.
Другая группа фактов свидетельствует о весьма раннем и столь же необъяснимом появлении представления о форме и размерах нашей планеты.
В 1633 году в “Зале пыток” члены священной инквизиции обвинили Галилея в том, что он утверждал: Земля — шар, который вращается вокруг Солнца.
В свое время подобное же обвинение могло бы быть предъявлено и Колумбу. В его годы существовал трибунал, состоявший из светил тогдашнего университета в Саламанке, который ставил своей целью карать всякого, кто осмелился бы утверждать, что Земля имеет форму шара.
И снова мы с удивлением убеждаемся: астрономические истины, к которым европейская научная мысль пробивалась с таким трудом и жертвами, уже на самой заре истории были записаны в священных текстах Индии, Египта, Ближнего Востока, Америки.
Подчеркивая круглую форму нашей планеты, некоторые древнеегипетские тексты говорят о создании Земли на гончарном круге. Идея шарообразности Земли была известна египтянам задолго до греков. Богиня Солнца говорит: “Смотри, земля передо мной, как коробка. Это значит, земли бога передо мной, как круглый мяч” (”Лейденский демотический апирус”).
Египтяне полагали, что в своем движении Земля подчиняется тем же законам, что и другие планеты — Юпитер, Сатурн, Марс, Меркурий и Венера. А Солнце, которое более поздняя европейская наука почитала неподвижным, древние египетские тексты считали движущимся в пространстве и называли “шаром, плывущим в недрах богини Ну” (в небе), хотя у них не было ни астрономических инструментов, ни познаний, опираясь на которые они могли бы прийти к такому выводу.
А вот что говорит “Каббала” (”Книга Зохар”): “Вся обитаемая Земля вращается подобно кругу. Одни ее жители находятся внизу, другие — вверху. В то время как в одних районах Земли ночь, в других день, а когда в одних местах люди видят рассвет, в других спускаются сумерки”. “Каббала” ссылается при этом на какие-то древние книги.
Не из этих ли источников почерпнул свои сведения и Платон, говоривший о Земле как о круглом теле, вращение которого является причиной смены дня и ночи? Или Плутарх, цитировавший Аристарха (III век до н.э.): “Земля движется по наклонному кругу, одновременно вращаясь вокруг собственной оси”.
Эти следы реальных астрономических представлений находим мы и в самых ранних библейских текстах, где говорится, в частности, о Земле, висящей в пустоте, “ни на чем” (книга Иова, 26,7).
В более поздние времена эта древняя традиция сохранилась и у некоторых христианских теологов. Бела Достопочтенный, Гийом Коншский говорят о Земле, как о теле, имеющем форму шара. В Ленинграде, в Библиотеке им. Салтыкова-Щедрина хранится Библия XIV века, принадлежавшая наваррскому королевскому дому. Цветные иллюстрации, помещенные там, изображают планеты, Луну и Солнце в форме шаров. А еще раньше известный христианский философ и святой Григорий Нисский как о само собой разумеющемся писал о “шаровидности земного тела”, о Солнце, “во много раз превосходящем величиною Землю”