Масонство в Америке
В северо-американских колониях Англии масонство появилось, по-видимому, в начале XVIII века. В 1730 году, печатая в своей “Пенсильванской газете” отчеты о собраниях лондонских масонов, Бен Франклин мог уже ссылаться на существование “в местной колонии (т.е. Пенсильвании) многих масонских лож” и на “громадный интерес, проявляемый к ним со стороны публики”.
Поэтому в текущем году появился в Америке и первый “провинциальный Гроссмейстер” (для провинций Нью-Йорка, Нью-Джерси и Пенсильвании) в лице жившего в Англии сына губернатора Нью-Джерси - Даниеля Кокса. В 1731 году он находился на собрании Великой Лондонской Ложи, где в честь его был поднят тост за “Провинциального Гроссмейстера Северной Америки”.
Более важное значение имели грамоты, выданные в 1733 и 1734 году бостонцу Генри Прайсу, первая на звание “Провинциального Гроссмейстера Новой Англии и всех относящихся к ней владений и территорий”, а вторая на звание “Гроссмейстера всей Америки”.
“Привилегии пенсильванских масонов”, об утверждении которых хлопотал перед Прайсом Франклин, заключались в существовании в Филадельфии независимой от Лондона Великой Ложи, учрежденной здесь, при деятельном сотрудничестве Франклина, в 1731 году. Франклин познакомился с масонством, по-видимому, еще в 1725 - 1726 годах на протяжении путешествия в Лондон, когда ему было всего девятнадцать лет. Вступить в масонство он сейчас еще не имел возможности, поскольку для этого требовался по уставу 25-летний возраст, и потому по возвращении в Америку он основал, по примеру масонства, свое собственное тайное общество - “Клуб кожаного передника” - зародыш будущего “Книгоиздательского и Философского Американского Общества”.
В масонство он был принят в Филадельфии в 1731 году и сразу стал играть в учрежденной в текущем году Великой Ложе выдающуюся роль: срочно по вступлении в масонство он сделался ее “Депутатом-Гроссмейстером” (товарищем Гроссмейстера), в следующем году он составил для нее первый в Америке масонский устав, а в 1734 году был выбран Гроссмейстером.
Три года спустя в Филадельфии произошло событие, едва не повлиявшее совсем печально на судьбу пенсильванского масонства. Некий Эвон Джонс, аптекарь по профессии, вздумал в компании с несколькими друзьями, как и он, не имевшими никакого отношения к масонству, разыграть шутку над своим учеником Даниилом Ризом - поклонником оккультизма, мечтавшем обязательно вступить в масонский орден, чтобы определить его “ужасные тайны”. Шутники рекомендовались Ризу масонами и внесли предложение “вступить в ложу”. Тот, не подозревая обмана, срочно дал согласие. Его привели с завязанными глазами в погреб аптекаря, и вынудив проделать различные циничные и фантастические обряды, объявили “посвященным в ученики”. Через пару дней началось “посвящение в мастера”. На этот раз шутка кончилась трагедией: “сатана”, украшенный коровьими рогами и хвостом и державший в руках блюдо с зажженным спиртом (очевидно, “адский огонь”), нечаянно опрокинул его на Риза и причинил ему смертельные ожоги. Джонса и его соучастников арестовали и предали суду как убийц.
Великая ложа Пенсильвании в начале процесса заявила через местные газеты о непричастности масонов к делу, но в обществе быстро распространились противоположные слухи. Темные слухи о масонских правонарушениях дошли и до родителей Франклина, живших в Массачусетсе. Мать в кошмаре оплакивала гибель сына, попавшего в сети “ариан и арминиан”. В письме, адресованном отцу по этому предлогу, Франклин уверял его, что “масоны - самые безобидные люди, ни в правилах, ни в поступках которых нет ничего неприятного религии и добрым нравам”, и просил свою мать “приостановить ее решение суда над масонами, пока она не определит их лучше”. “А пока, - писал он, - пускай она относится к ним доброжелательно, как я отношусь к ее недругам арианам и арминианам, о которых мне так же мало известно что-либо, как и ей о масонах”.
В 1755 году в Филадельфии состоялось торжество освящения масонского дома - первый случай освящения здания по масонским обрядам. В публичной процессии, двигавшейся из ложи в церковь Христа “для выслушивания божественной службы”, участвовал сам губернатор провинции и 127 членов трех пенсильванских лож, в числе которых был в должности “товарища Гроссмейстера” Великой Ложи и Вениамин Франклин.
Расслоение масонства в Англии нашло отголосок и в американских колониях: наравне со старыми английскими ложами здесь появились шотландские и ирландские ложи, а тоже английские ложи “старого устава”, не признававшие авторитета первой Великой Лондонской ложи. Наконец, вместе с английскими войсками (на протяжении французских и индейских войн) приезжали в Америку и странствующие военные ложи, еще большей частью “старого устава”. Все эти новые ложи выгодно отличались от прежних своей большей демократичностью и доступностью: тогда как ложи “новых” ограничивали свой состав практически только представителями высшего света, ложи “старых” масонов охотно открывали двери простым офицерам, морякам, купцам средней руки и даже ремесленникам.
Новая Великая Ложа в Лондоне с намного меньшей щепетильностью раздавала свои патенты, чем это делала ее старшая современница. Немудрено, что при первом появлении в Америке “старое” масонство стало получать над “новым” решительный перевес. Оно обгоняло его своим ростом: многие ложи “новых” поменяли свой ритуал, или закрывались по мере того, как весь их состав перекочевывал к “старым”.
В Пенсильвании “Великая Провинциальная Ложа” “старых” была организована в 1760 году. Первым Гроссмейстером ее был богатейший землевладелец Пенсильвании Уильям Болл, незадолго до того перкочевавший к “старым” масонам от “новых”.
Перед началом революции в Америке числилось восемь великих лож три уже знакомые нам (две в Массачусетсе и одна в Пенсильвании) и другие пять в Нью-Йорке, в Вирджинии, в Джорджии и в обеих Жаролинах. Практически во всех колониях соперничали разные ритуалы, перекрещивались влияния разных центров. В Вирджинии, например, до происхождения там местной Великой Ложи (в 1777 году) масонские ложи основывались и по хартиям Массачусетской Великой Ложи “новых”, и по хартиям Пенсильванской Ложи “старых”, и по хартиям Великой Шотландской Ложи. В одной из этих последних (шотландских) лож, основанной в 1752 году в маленькой деревушке Фредериксбург, был принят в масонство (4 ноября 1752 года) юный майор королевской армии, будущий герой освободительной войны, Джорж Вашингтон.