Остров Крит
Вот обнаруженный под фундаментом одного из минойских домов колодец. Он цилиндрической формы, из сырцовых кирпичей и в своеобразном кожухе из плотно пригнанных, хорошо обожженных глиняных колец впритык друг к другу. Каждое кольцо (шести - десяти сантиметров в ширину) снабжено в верхней части пазом для следующего кольца и имеет соответствующий знак - метку. Такие опознавательные знаки для отдельных деталей - отнюдь не редкость на Крите. Во всяком случае, они часто встречаются на изделиях среднеминойского периода.
Не свидетельствует ли это о своего рода "стандартной" продукции, "сборном" строительстве? О том, что критские мастера работали по заранее разработанным "проектам"?
Между прочим, колодец с его заботливо сконструированным кожухом из глины имел устройство, облегчавшее чистку: многие его кирпичи снабжены небольшими треугольными выемками - упорами для ног и рук. По ним можно было спуститься в колодец и вновь подняться на поверхность.
Вот еще занятный факт: мастера бронзового века, оказывается, отлично умели освобождать от воды залитые дождем парадные подъезды и лестницы. Как? Они отводили льющуюся с неба воду в канавки-стоки, которые бежали сбоку лестничных ступенек и были врезаны в камень. Но эти потоки воды, естественно, надо было сдерживать. И поэтому в стоке были устроены уступы, падая с которых, струя теряла скорость.
Еще одна находка. Она была сделана неподалеку от того места, где длинный коридор, который тянется параллельно западным стенам дворца в Кноссе и вдоль которого расположено восемнадцать больших кладовых, подходит к лестнице.
Вынуть эту доску так, чтобы не повредить украшения, было нелегкой задачей. Но все закончилось вполне благополучно: пролежавшая, быть может, более четырех с половиной тысячелетий в земле, необычная доска попала в руки археологов. Она очень красива.
...Маргаритки из слоновой кости. Четыре небольших круга и четыре побольше на одной стороне. А на противоположной - десять средней величины. Одиннадцать поперечных планок, разделяющих игровое поле. И разноцветье красивых материалов: горный хрусталь, слоновая кость, возможно, покрытая в свое время золотом, четыре больших диска - красивые розетки из золота, серебра, лазури...
Ученые определили: доска эта - от столика для игр. Вероятно, камни, которыми играли, хранились в ящиках стола.
Чтобы ее сделать, нужны были не только линейки с делениями, но и точные циркули, доски для рисования, грифель. И эскизы, чтобы проверить композицию и сочетание красок. Слоновую кость нужно было вырезать и отполировать, хрусталь отшлифовать, пластинки (из золота и серебра) и проволочки выковать. Здесь работало много рук, и руки эти были искусны и умны.
Немало может рассказать о людях труда того времени, о приемах обработки такая безделушка, волею судьбы дошедшая до нас. Вероятно, в мастерской резчика, помимо ножичков, буравов к буравчиков, пилок, имелся уже и токарный станок. Возможно, что с помощью аналогичного приспособления шлифовали и камень.
Златокузнецам необходимы были тигли, щипцы, множество различных молотков и молоточков, наковальни разных размеров, напильники, паяльная лампа и мехи, кроме того, бура и сера. Столярам - топоры и пилы, молотки и долота, резцы и зубила, ножи - некогда они были из камня, а теперь выделывались из бронзы.
Кстати говоря, почти сразу после начала раскопок Эванс убедился, что жителям острова было ведомо тонкое искусство грануляции: зернью, мельчайшими пупырышками из золота покрывали они безделушки. Это было за тысячу лет до этрусков, в которых долгое время видели изобретателей грануляции. Делали критские мастера все как полагается: не припаивали золотую зернь, а наваривали ее, зная хитрые, приемы, позволявшие сохранить четкую форму зерен.
Рубрики: Другие древние цивилизации |
Назад« ХеттыВперед »Государство Эртрурия. Предшественники римлян.
Комментариев нет
Извините, комментирование на данный момент закрыто.