Добро пожаловть на сайт, посвященный тайнам природы и мироздания, аномальным явлениям и сверхспособностям человека, которые живут в каждом из нас в той или иной степени. Человек, поверивший в свои силы, всегда будет хозяином своей судьбы.
Рош критикует теорию Лапласа
Часть 2. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ МИРА.
Рош критикует теорию Лапласа.
Современником П. Лапласа был Вильям Гершель (1738-1822), прославленный английский астроном-наблюдатель. В. Гершель много внимания уделял туманностям. Составляя каталог туманных небесных объектов, астроном делал много рисунков. Глядя на них, он заметил, что все туманности в своих серединках обладают различной степенью сгущения. Эти центральные яркие ядра В. Гершель считал нарождающимися звездами. Он писал: "Эта точка зрения проливает новый свет на устройство неба. Оно мне теперь представляется великолепным садом, в котором находится масса разнообразнейших растений, посаженных в различные грядки и находящихся в различных стадиях развития".
(далее...)
Пьер Лаплас “Изложение системы мира” - продолжение
Часть 2. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ МИРА.
Пьер Лаплас "Изложение системы мира".
С увеличением скорости вращения туманности ее области, наиболее удаленные от оси, начинали испытывать все возрастающую центробежную силу. И в некоторый момент эта сила для самого отдаленного слоя туманности оказывалась больше силы притяжения. Тогда от плоского туманного облака отделилось в экваториальной плоскости кольцо. Со временем центральная часть оказалась, как мишень, окруженная целым роем концентрических вращающихся колец. Медленно-медленно, с позиций быстротечной человеческой жизни, из центральной массы образовалось Солнце, а кольца распались на отдельные сгущения, которые притянулись и поглотились наибольшими из них. Так образовались планеты и их спутники.
(далее...)
Пьер Лаплас “Изложение системы мира”
Часть 2. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ МИРА.
Пьер Лаплас - "Изложение системы мира".
Содержание "Изложение системы мира" разбито на пять книг. В конце - ряд коротеньких примечаний. В последнем - седьмом - излагается гипотеза о происхождении солнечной системы. Сам П. Лаплас говорит о гипотезе, что "это догадки об образовании звезд и солнечной системы - догадки, которые я излагаю со всем сомнением, которое должно нам внушать все, что не является результатом наблюдения или вычисления".
(далее...)
Пьер-Симон Лаплас - краткая биография
Часть 2. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ МИРА.
Пьер-Симон Лаплас - биография.
П. Лаплас родился на севере Франции в крестьянской семье. Выдающиеся способности мальчика побудили состоятельных соседей помочь ему окончить школу Ордена бенедиктинцев. Трудно сказать, какие знания вынес П. Лаплас из заведения святых отцов. Но то, что именно после школы он стал убежденным атеистом,- в этом сомнений нет никаких. В 17 лет он становится преподавателем высшей школы в родном городе ' Бомон и пишет несколько математических статей. Затем, заручившись рекомендательным письмом, отправляется в Париж к Ж. д'Аламберу. Однако известный математик скептически отнесся к провинциальной протекции. Тогда П. Лаплас в несколько дней пишет работу по основам механики и посылает ее Ж. д'Аламберу снова. Справедливость восторжествовала; и скоро молодой честолюбец оказывается принятым в штат преподавателей Парижской высшей школы.
(далее...)
Лаплас - новый период в космогонии
Часть 2. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ МИРА.
Лаплас - новый период в космогонии
Итак, 18 членов солнечной системы. Каждое из них, если считать его абсолютно твердым, то есть не подверженным никаким деформациям, обладает степенями свободы. Это, конечно, понятно - ведь они могут не только двигаться в трех различных направлениях, но и вращаться вокруг трех взаимно перпендикулярных осей. Следовательно, для определения положения тела в пространстве мы должны в каждый момент времени задавать числовые значение 3 координат и 3 углов поворота. Всего 6 неизвестных. Однако сам процесс движения характеризуется скоростью изменения во времени всех этих 6 величин. Значит, еще 6 неизвестных. Помножив 12 неизвестных на 18 членов солнечного семейства, мы получаем миленькую системку с 216 неизвестными.
А теперь пусть читатель вспомнит, как прогрессировали трудности и регрессировали отметки в дневнике, когда он в школе от решения уравнения с одним неизвестным переходил к решению системы уравнений с двумя неизвестными, потом с тремя и так далее... А в нашем случае неприятности на количестве неизвестных еще далеко не кончаются. Для точного решения желательно учесть еще и то, что ни одно из небесных тел не является абсолютно твердым. А изменения фигуры тела, приливы и отливы меняют и скорость его вращения, и направления осей вращения; изменяется сила взаимного притяжения, и нарушаются орбиты спутников. А кроме того, существуют еще электрические и магнитные силы; Солнце ежеминутно теряет массу, которую приобретают планеты; влияет межпланетная среда и суммарное гравитационное действие звезд Галактики; и еще, пусть читатель поверит на слово, многое-многое, что оказывает влияние на "положение и движение небесных тел в любой момент времени".
Даже если учесть, что в XVIII веке половина из указанных причин была неизвестна, решение сформулированной задачи представляло собой непреодолимые трудности. Надо было найти такой упрощенный ее вариант, который, с одной стороны, был бы более близок к истине, чем "задача двух тел", а с другой - практически разрешим. В математике такие задачи называются "модельными".
В солнечной системе главной силой, определяющей движения планет, является, конечно, притяжение Солнца. Из влияний планет следует, пожалуй, учесть только влияние Юпитера: он наиболее массивен. Остальными возмущениями для случая "модельной задачи" можно пренебречь. Так специалисты пришли к "задаче трех тел".
К сожалению, общее решение ее оказалось тоже настолько сложным, что до начала XX столетия существовало мнение о невозможности его получения. Почти все крупные математики, астрономы и механики пробовали на этой задаче свои силы. И не безрезультатно. Были получены очень интересные решения для частных упрощенных случаев, которые сыграли важную роль в развитии науки. Особенно много сделали пять выдающихся математиков, живших примерно в один исторический период.
Прежде всего это член Петербургской академии наук Л. Эйлер (1707-1783). За ним следуют французы - члены Парижской академии: А. Клеро (1713- 1765), Ж. Лерон (1717-1783), принявший по достижении совершеннолетия фамилию д'Аламбер, и Ж. Лагранж (1736-1813). Все они занимались с тем или иным успехом решением "задачи трех тел" в приложении ее к теории Луны, рассматривая взаимные влияния трех небесных тел: Солнца, Земли и Луны.
Последним членом "Великолепной пятерки" математиков был П. Лаплас (1749-1827). С него начинается новый период в космогонии, и потому на жизни и деятельности этой колоритнейшей фигуры бурной эпохи французской революции мы остановимся подробнее.
Часть 2. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ МИРА.
Космогония 18 века или великолепная пятерка.
В науке нельзя все время делать открытия. Время от времени ученые должны останавливаться, осматриваться вокруг, учиться, накапливать знания, чтобы потом снова устремляться вперед, в неизвестное. Когда физики, астрономы и математики, а в "добрые старые времена" все указанные ипостаси умудрялись уживаться в одном лице, как следует вчитались в несравненные ньютоновские "Начала", они обнаружили немало неожиданного. (далее...)