Чатал-Хююк. Часть 4
Чатал-Хююк. Часть 4.
Но остается нерешенным еще один, не менее важный вопрос, вопрос о происхождении искусства Чатал-Хююка. Где искать истоки этой самобытной культуры? Вспоминается знаменитая наскальная живопись верхнего палеолита. Только там мы встречаем подобные многофигурные композиции. Но ведь существует мнение, что это искусство умерло вместе с концом ледникового периода, когда условия жизни человека коренным образом изменились.
Неужели традиции его сохраняются в Анатолии и позднее? Для таких предположений есть основание. Сейчас мы знаем, что искусство верхнего палеолита умерло не всюду. В Восточной Испании, например, оно развивалось и в более позднюю эпоху. Кстати, фрески Хатал Куюка весьма близки к наскальным изображениям Испании. Да и статуэтки из Чатал-Хююк Д. Меллаарт сопоставляет с вырезанными из кости фигурками палеолитического времени, считая, что и тут мы являемся свидетелями наследства верхнего палеолита. Так ли это? Судя по рсему, с ответом спешить пока рано.
Во время полевого сезона 1963 года продолжалось исследование гробниц. Все шло уже привычным чередом! фрески, рельефы, каменные фигурки богов. Но вот, расчищая одну из стен, археологи обратили внимание на необычный рисунок. В нем все было загадочным: пятнистая полоса, состоящая из отдельных квадратиков, схематичное изображение горы с раздвоенной вершиной, извергающей камни.
Эта фреска долгое время оставалась непонятной, пока ее не догадались сопоставить с планом уже раскопанных частей Чатал-Хююка. Сходство было очень близким. Неизвестный художник изобразил на фреске план своего родного поселения. Но почему он это сделал? Может быть, поводом для такого рисунка послужила какая-то особая причина?
Ответ на этот вопрос помогла дать вторая часть фрески. Уж очень она напоминала изображение извержения вулкана. Участники экспедиции начали искать вулканы поблизости от Хатал Куюка. Выяснилось, что недалеко от поселения поднимается гора Хасан Даг, у которой, как и у изображаемой на фреске, две вершины. На этой горе жители Хатал Куюка добывали вулканическое стекло — обсидиан. Оно шло для изготовления различных орудий. Сейчас вулкан потух, но известно, что еще во 2-м тысячелетии до н. э. он был действующим. Извержение вулкана неподалеку от Хатал Куюка могло представить угрозу поселению. Извержения Хасан Дага служили знаком гнева богини-повелительницы. Именно поэтому, как считает Меллаарт, огнедышащий вулкан и город изображены на фреске.
Кто же жил в Чатал-Хююке? Каково социальное устройство общества этого поселения? Весь комплекс домов, соединенных друг с другом и группирующихся вокруг одного центра, говорит ва то, что поселение принадлежало группе родственных семей, которые сохраняли между собой тесные связи. Общественный центр был занят гробницами-святилищами. Здесь жители совершали свои религиозные обряды и церемонии, здесь же хоронили особо выдающихся лиц. Вероятно, женщина в это «время еще занимала привилегированное положение. Об этом можно судить котя бы по тому, что в религии особым почетом пользовались женские божества, а мужские занимали второстепенное положение. Кладбища в Чатал-Хююке не было вообще. Жителей хоронили под полами домов.