сайт Тайны и Факты

Чатал-Хююк. Часть 3

Чатал-Хююк. Часть 3.

Д. Меллаарт предположил, что здесь был храмовой центр поселения, а вокруг располагались дома жрецов и их семей. Храмовой центр и жрецы в столь раннее время? Это звучит неправдоподобно. И однако, многое заставляет думать, что Меллаарт недалек от истины. Не только древнейшие в мире фрески были открыты в гробницах-святилищах. Там же на стенах гробниц кроме фресок обнаружили рельефы, самые древние из известных до сих пор. Рельефы лепили из сырой глины и раскрашивали разноцветными минеральными красками. Созданные из столь непрочного материала, они, конечно, не могли долго противостоять времени, и художники Чатал-Хююка их очень часто подновляли и реставрировали.

В одной из гробниц были обнаружены рельефы двух леопардов, поразительно точно воспроизводящие оригинал. Но каково же было удивление археологов, когда под первым рельефом оказались второй, третий, четвертый. Стало ясно, что по мере разрушения рельефа на его месте создавался точно такой же, затем другой, третий и так далее. Сорок рельефов с леопардами были открыты один под другим! Это упорное воспроизведение свидетельствует о том, что рельефы, как и фрески, для жителей Чатал-Хююка были не только художественным украшением, а связывались с религиозным ритуалом. Последующие находки подтвердили эти предположения.

В других гробницах были найдены небольшие статуэтки из камня, алебастра и глины. Чаще всего это были довольно грубо сделанные женские изображения, реже мужские, еще реже изображения животных. Все три группы изображений — фрески, рельефы, статуэтки — отличало большое сходство сюжетов. Теперь не оставалось сомнений в их религиозном происхождении.
Жители Хатал Куюка были прежде всего земледельцами. Понятно поэтому, что и их религия входила в круг типичных земледельческих религий.

Наибольшим почетом пользовалось женское божество — богиня-мать, олицетворявшая плодородие. Она изображалась то сидящей на почетном месте в окружении посвященных ей животных, то беременной. Мужское божество, супруг богини, было, по-видимому, покровителем скотоводства, его символы — быки и огромные, сделанные из глины бычьи головы. Даже геометрический орнамент на фресках не был просто декоративным. Он служил определенным религиозным целям.

Итак, казалось бы, один вопрос разрешен. Но ничего подобного, это только начало решения. Начнем с того, что фигурки сидящей богини, такие же, как найденные в Чатал-Хююке, есть и в более поздних неолитических культурах Греции и Крита.

Что это? Простое совпадение, говорящее о родстве религиозных представлений древних земледельцев, или свидетельство каких-то пока для нас не ясных культурных контактов и влияний? Да и сами религиозные представления жителей Хатал Куюка, несомненно, имеют много общего с религиями Малой Азии, отделенными от них несколькими тысячелетиями. Уж не посчастливилось ли археологам открыть в Чатал-Хююке истоки этих религий? И не только Малой Азии. Например, глиняные головы быков в гробницах сразу же вызывают в памяти изображения минойской цивилизации Крита. Некоторые смельчаки доходят даже до того, что видят в богах Чатал-Хююка прототипы греческих богов. Однако как бы то ни было, сходство позднейших культур с хаталкуюкской несомненно и еще ждет своего объяснения.

Тайны древних цивилизаций