Афганистан. Кабул шестидесятых
В поисках прародины древних ариев.
Часть 4. Афганистан. Кабул шестидесятых.
…А пока караван экспедиционных машин через Гиндукуш и перевал Саланг двигается в Кабул, где предстоит заняться обработкой полученных материалов. Столица еще только начинает менять свой облик. Сталь и бетон многоэтажных отелей и учреждений соседствуют с домами бедного люда. Через центр Кабула проходит речка, почти пересыхающая летом, но из-за весенних паводков зажатая в высокие каменные парапеты. На них расстелены для просушки белые рубахи и штаны. Кто моется, кто стирает, кто совершает омовение, готовясь к намазу. Многоэтажных зданий всего несколько. В центре Кабула большая крепость, в глубине за воротами виден дворец короля. Большинство строений столицы — по преимуществу глинобитные дома с глухими заборами, реже особняки европейцев или местных богачей. Центральные улицы асфальтированы, зато отходящие от них улочки могут порадовать душу лишь немногих энтузиастов — любителей старины.
Узкие, пыльные, они невольно вызывают в памяти средневековые города, как мы их помним по школьным учебникам. Но везде и всюду торговля. Два-три супермагазина с вылощенными приказчиками, свободно говорящими по-английски, но зато сотни и тысячи лавок и лавчонок. Иной раз удивляешься, какой барыш можно иметь, торгуя горсткой миндаля, спичками, сигаретами. Но жестокая безработица и надежда «выбитьсяв люди», видимо, оправдывают этих бедняг.
Характерная деталь — вся торговля тканями исключительно в руках индийцев. Как правило, это пустые лавки, среди сотен разноцветных рулонов на корточках сидят бородатые, в белых чалмах красавцы сикхи с неизменной пиалой чая в руках. Кто и когда у них покупает товар — неясно.
Уличное движение Достаточно оживленно. На перекрестках неряшливые полицейские в мятых мундирах, но полные достоинства. Непонятно, для чего они здесь поставлены, водители сами определяют, куда и как им ехать. После строгих орудовцев Москвы внутренне съеживаешься, когда мимо регулировщика проскакивает «Волга», буквально нафаршированная пассажирами. Из открытого багажника смотрят веселые лица тех, кому не нашлось места внутри. Полицейские невозмутимы: лишь бы машина ехала и ие создавала затора. Кстати, наши «Волги» — чуть ли не самые популярные машины. Особенно привлекает таксистов высокая посадка, так необходимая при езде по плохим проселочным дорогам.
Как правило, все таксисты наемные работники, их выручка полностью зависит от хозяина. Счетчиков нет, и такса определяется шофером по внешнему виду клиента. На фоне пестрой массы простого люда в чалмах, цветастых халатах и белых штанах резко выделяются редкие европейские костюмы, фетровые шляпы, галстуки, белоснежные рубашки. Но есть и другая разновидность людей, занимающая как бы промежуточное место. Это европейцы-хиппи. Их сразу можно отличить по светлым лицам, длинным бородам, босым ногам, тяжелым крестам или амулетам на волосатой груди.