Вишвакарман
Вишвакарман, в ведийской и индуистской мифологии творец вселенной, божественный мастер и созидатель, всевидящий и всезнающий поэт. В «Ригведе» ему посвящено два гимна в X мандале. Существенно, что как эпитет слово «Вишвакарман» в «Ригведе» относится по разу к Индре и к Сурье, а в «Ваджасанейи-самхите» к Праджапати, с которым Вишвакарман в ряде случаев отождествляется; также устанавливаются и связи Вишвакарман с Тваштаром. Вишвакарман всевидящ (на изображениях и в текстах он смотрит во все стороны), упоминаются его лицо, руки, ноги, крылья.
В «Ригведе» он мудрец, жрец, «наш отец», повелитель речи Вачаспати, «единственный установитель имен богов». Он вообще устроитель и распорядитель, обладающий быстрой мыслью, знанием всех мест и всех существ, благосклонностью. Вишвакарман выступает как ваятель, плотник, кузнец. Он создает землю и раскрывает небо; чтобы сотворить мир, Вишвакарман приносит самого себя в жертву. В пуранах и эпосе Вишвакарман связан с рядом сюжетов, но его функция творца при этом суживается до роли искусного строителя, мастера.
Так, он строит для демонов-ракшасов город Ланка («Рамаяна»), дворец для бога богатства Куберы и для Варуны (в мифе о хранителях мира), создает прекрасную деву (сказание о Сунде и Упасунде), отдает Кали топор, перстни и ожерелья; делает летающую колесницу «Пушпака» для Куберы, гирлянду для Сканды («Махабхарата»), оружие и т.п. Вишвакарман обрастает и родственными связями: он сын Прабхасы и внук Дхармы от Йогасиддхи; у него дочь Санджия, которая замужем за Сурьей, и сын Нала, обезьяний вожак и строитель; иногда отцом Вишвакармана называется Брахма.
Вернуться на Боги Древней Индии
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия