Ригведа | Мандала третья | гимны III, 7-14
Ригведа. Мандала третья.
          Гимны III, 7-14
III, 7. К Агни
1 (Те лучи,) что вышли из источника (Агни) белоспинного,
          Вошли в двоих родителей, в семь голосов.
          Сходятся двое родителей, окружающих (все существа).
          Они мощно рвутся вперед, чтобы продлить срок жизни.
2 У живущего на небе быка (есть) дойные коровы, кобылицы.
          Он покрыл их, божественных, везущих сладость.
          Вокруг тебя, живущего в сидении закона,
          Бродит одна корова по (своему) пути.
3 Он взобрался на них, оказавшихся податливыми,
          Умелый муж, находящий богатство среди богатств.
          Черноспинный (Агни) отправил их подальше
          От места сухостоя, (он,) многоликий.
4 Мощно укрепляя нестареющего сына Тваштара
          Реки везут его, упирающегося.
          Ярко сверкая членами на общем сиденье,
          Он вошел к двум половинам вселенной, как (муж) к единственной (жене).
5 (Боги) знают благоприятную (природу) самого быка,
          И они радуются власти желто-красного,
          (Они) с небесным блеском, с прекрасным блеском, блистающие,
          (Они,) чьей свите принадлежит Ида (и) могучая речь.
6 И вот с большим знанием (дела) они направили клич —
          Мощное ликование к двум великим родителям,
          В то время как бык к концу ночи
          Усилился по своему обычаю певца.
7 Вместе с пятерыми адхварью семеро вдохновенных
          Хранят собственный оставленный след птицы.
          Обращенные на восток, радуются нестареющие быки:
          Ведь боги движутся по заветам богов.
8 Двух первых божественных хотаров я подчиняю себе.
          Семеро наделенных жизненной силой опьяняются по своему усмотрению.
          Прославляя закон, закон они и провозглашают,
          Как хранители завета следя мыслью за заветом.
9 Пребывают в течке для великого жеребца многие (кобылы)!
          Яркому быку нетрудно править с помощью вожжей.
          О божественный хотар, (ты) самый веселый, понимающий,
          Привези сюда великих богов, оба мира!
10 Утренние зори, жертвующие (нам) силы насыщения, (зори,) достойные прекрасных речей,
          О (воплощенное) богатство, (зори) с прекрасным блеском воссветили богатство.
          И ты тоже, о Агни, силой величия земли
          Прости грех, даже если он (нами) совершен, – на великую (удачу)!
11 Приведи прямо к цели, о Агни, жертвенный напиток (и) многообещающую награду
          В виде коровы для того, кто постоянно призывает (богов)!
          Да будет нам сын, продолжающий род, плоть от плоти!
          О Агни, да будет нам твое благоволение!
III, 8. К жертвенному столбу
1b О дерево vanaspate – Обращение к жертвенному столбу:божественной сладостью madhuna daivyena – т.е. жертвенным маслом
1d:в лоне этой матери matur asya upasthe – Т.е. когда будешь лежать на земле
2c:бесмыслие amati – В этом гимне, как отметил Гельднер, неоднократно подчеркивается мотив словесного состязания с другими-жертвователями (ср. 10c-d). Вдохновленная молитва, затмевающая молитвы соперников – залог успеха жертвы
3b На поверхности земли varsman prthivya adhi – слово varsman обозначает высокую поверхность
4a:подпоясанное parivita – канатом (или ремнем) поясняет Саяна
4b:рождаясь (вновь) jayamanah – Второе рождение лесного дерева имеет место тогда, когда его воздвигают в качестве жертвенного столба
5d:вдохновенное поднимает голос – На дерево – жертвенный столб – переносится фунция жреца
7d:улаживающие (споры) о полях у богов ksetrasadhasah
8b Небо-Земля, Земля dyavaksama prthivi
8d Да водрузят они знамя обряда! – Имеется в виду установление жертвенного столба
10c:к перекличке vihave – К зову с разных сторон, когда соперники-жрецы призывают одновременно
1 Мажут тебя при обряде (мужей,) любящие богов,
          О дерево, божественной сладостью.
          Когда будешь ты стоять прямо, дай здесь богатства,
          Или когда будешь покоиться в лоне этой матери!
2 Воздвигнутое перед зажженным (костром),
          Добывающее (нам) молитву, нестареющую, приносящую прекрасных мужей,
          Далеко от нас прогоняя безмыслие,
          Возвышайся на великую удачу!
3 Возвышайся, о дерево,
          На поверхности земли!
          Воздвигаемое прекрасным воздвиганием,
          Придай блеск отвозящему жертву!
4 Оно пришло юное, нарядное, подпоясанное.
          Да будет оно еще лучше, рождаясь (вновь)!
          Его поднимают мудрые поэты,
          Полные добрых намерений, мыслью стремящиеся к богам.
5 (Едва) родившись, оно рождается (снова) в счастливейший из дней,
          Возрастая при состязании на месте жертвенных раздач.
          Мудрые, деятельные очищают (его) молитвой.
          Отправляясь к богам, вдохновенное поднимает голос.
6 Вы, кого вкопали мужи, стремящиеся к богам,
          Или (кого) обтесал топор, о дерево,
          Эти вставшие божественные столбы, –
          Пусть захотят они создать нам сокровище, состоящее из потомства.
7 (Те,) что срубленные, (лежат) на земле,
          Что вкопаны, кому протягивают жертвенные ложки, –
          Да наградят они (нас) желанным даром,
          (Они,) улаживающие (споры) о полях у богов!
8 Адитьи, Рудры, Васу – добрые вожди,
          Небо-Земля, Земля, воздушное пространство,
          Боги единодушные да помогут (нашей) жертве!
          Да водрузят они знамя обряда!
9 Словно гуси, выстроившиеся рядами,
          Прибыли к нам столбы, одетые в светлое.
          Поднимаемые перед (огнем) поэтами,
          Боги вступают на путь богов.
10 Они выглядят, как рога рогатых (животных),
          Столбы с навершиями, (стоящие) на земле.
          Прислушиваясь к перекличке жрецов,
          Пусть помогут они нам в состязаниях!
11 О дерево, вырастай с сотней ветвей –
          С тысячью ветвей пусть вырастем мы –
          Ты, которое этот наточенный топор
          Привел (сюда) на великую удачу!
III, 9. К Агни
1c:отпрыска вод (apam napat):- Постоянный эпитет Агни, см. примеч. к I, 122, 4.
2b Отправился к : матерям- водам:- О бегстве Агни в воды см. I, 65, 1-4. Это бегство, как отмечает Гельднер, связывается здесь с долгим непоявлением Агни на свет, когда его добывают трением.
3a:то, что грубое (в тебе) (trstam):- Подразумевается едкий дым от костра, который, как отмечает Гельднер, ведийцы приписывали деятельности ракшасов.
5c-d Это его принес:- Похищенного для богов (ainam nayan mataricva paravato devebhyo mathitam pari)
1 Друзья (твои), мы выбрали тебя,
          Бога, (мы,) смертные, для помощи,
          Отпрыска вод, счастливого, чудесно сверкающего,
          Легко преодолевающего (препятствия), незлобивого.
2 Любящий дерево, когда ты
          Отправился к (своим) матерям – водам,
          Ты не должен забывать о возвращении,
          (Даже) будучи далеко, (о том) что ты был здесь.
3 (Вот) перерос ты через то, что грубое (в тебе),
          Итак теперь ты доброжелателен.
          Одни проходят и проходят, другие сидят вокруг –
          (Те,) на чью дружбу ты опираешься.
4 Прошедшего через поражения,
          Через постоянные неудачи
          Нашли внимательные, не терпящие обмана,
          (Его,) скрывшегося в водах, словно лев (в засаде).
5 Того, кто будто сам по себе убежал,
          Агни, спрятанного таким образом, –
          Это его принес Матаришван издалека,
          Похищенного для богов.
6 Таким тебя захватили смертные,
          О возница жертв богам,
          Чтобы ты надзирал за всеми жертвами, о близкий человеку,
          Благодаря твоей силе духа, о самый юный.
7 Это благо, твоя чудесная сила,
          Поражает даже простодушного:
          (То,) что животные собираются вокруг тебя, о Агни,
          Когда ты зажжен на пределе ночи.
8 Возлейте жертву (в Агни), прекрасно исполняющего обряд,
          Пронзительного, чистопламенного!
          Быстрого вестника, проворного, древнего, достойного призывов
          Бога почитайте с готовностью!
9 Три сотни три тысячи и тридцать девять
          Богов почтили Агни.
          Они кропили жиром, разостлали ему жертвенную солому,
          Затем они усадили его как хотара.
III, 10. К Агни
1 Тебя, о Агни, творящие молитву (жрецы),
          Самодержца народов,
          Бога зажигают смертные во время обряда.
2 Тебя на жертвоприношениях как жреца,
          О Агни, они призывают как хотара.
          Как хранитель закона воссвети в своем доме!
3 Только тот, кто почитает дровами
          Тебя, Джатаведаса,
          Получает, о Агни, богатство из прекрасных мужей, (только) он процветает.
4 Это знамя обрядов –
          Агни да приидет с богами,
          Помазанный семью хотарами, к тому, у кого жертвенное возлияние!
5 Хотару древнюю речь
          Поднесите, Агни – высокую (речь)
          Как несущему факелы вдохновенных слов, устроителю (обряда)!
6 Пусть усилят Агни наши песни,
          От чего рождается (он,) достойный гимнов,
          Для великой награды, для богатства, (он,) приятный на вид.
7 О Агни, как лучший жертвователь во время обряда
          Принеси жертву богам для стремящегося к богам!
          Как веселый хотар ты правишь, пре (одолевая) все неудачи.
8 О очищающий, воссвети нам
          Богатство из прекрасных мужей, блистательное для нас!
          Будь самым близким певцам – на счастье!
9 Вдохновенные, любуясь тобой,
          Бодрствующие, зажигают тебя,
          Возницу жертв, бессмертного, растущего от силы.
III, 11. К Агни
1 Агни – хотар, поставленный впереди
          Обряда, (бог,) движущийся в разные стороны.
          Он знает жертвоприношения по порядку.
2 Он бессмертный возница жертв,
          Жрец, вестник, поставленный на радость (людям).
          Агни силой молитвы проводит (обряд).
3 Агни появляется силой молитвы (жрецов)
          Как древнее знамя жертвоприношения:
          Ведь цель его – в преодолении (препятствий).
4 Агни, сына силы,
          Знаменитого издревле, Джатаведаса,
          Боги сделали возницей жертвы.
5 Агни – не терпящий обмана
          Предводитель племен человеческих,
          Колесница, преодолевающая (препятствия), всегда новая.
6 (Бог,) отражающий все нападения,
          Нерушимая сила духа богов,
          Агни – обладатель самой мощной славы.
7 Благодаря перевозке (жертв) смертный почитатель
          Достигает жертвенных услад
          (И) жилища (бога) с очищающим пламенем.
8 Всех прекрасно изготовленных (жертвенных наград)
          Мы хотели бы достигнуть с помощью поэтических мыслей Агни
          Джатаведаса, (мы,) вдохновенные!
9 О Агни, все избранные дары
          Мы хотим завоевать в состязаниях!
          В небе их вызвали к жизни боги.
III, 12. К Индре и Агни
1 О Индра-Агни, придите к выжатому (соме),
          (Привлеченные моими) песнями, к превосходной туче (сомы)!
          Пейте его, возбужденные поэтическим искусством!
2 О Индра-Агни, (к вам обоим) вместе движется
          Привлекающая внимание жертва певца.
          (Возбужденные) этим (поэтическим искусством), пейте этого выжатого (сому)!
3 Индру (и) Агни, слывущих поэтами,
          Я выбираю, подзадоривая жертвой.
          Да насытятся они здесь сомой!
4 Я призываю двух убийц врагов, прогоняющих (врагов),
          Побеждающих, (но) непобедимых,
          Индру-Агни, лучше всех добывающих награды.
5 Вас воспевают гимнотворцы,
          Певцы, знающие напевы.
          О Индра-Агни, я выбираю себе жертвенные подкрепления.
6 О Индра-Агни, вы потрясли
          Девяносто крепостей, подчиненных Дасе, –
          Сразу, одним боевым деянием.
7 О Индра-Агни, от дела (жертвоприношения)
          Мысли удаляются
          По пути закона.
8 О Индра-Агни, могучи ваши
          Обители и жертвенные услады.
          Вам положена переправа через воды.
9 О Индра-Агни, источники света на небе
          Вы окружаете, когда (речь идет) о наградах.
          Этот подвиг ваш примечателен.
III, 13. К Агни
1 Этому богу Агни для вас
          Я запеваю самую высокую (хвалу).
          Да приидет он к нам с богами!
          Да усядется на солому как лучший жертвователь!
2 (Бог,) придерживающийся закона, (тот,) чьей воле
          Следуют оба мира (и) подкрепления (богов),-
          (Люди) с жертвенными возлияниями призывают его,
          (Они,) стремящиеся добыть (награду,) его – для поддержки.
3 Этот вдохновенный – правитель их.
          Вот почему он и (правитель) жертв.
          Уважайте этого Агни,
          Который добывает вознаграждение!
4 Пусть окажет этот Агни
          Самую благотворную защиту нашему приглашению (богов)
          Таким образом, что он изольет фонтаном добро,
          (Которое) на небе (и) в водах, на наши поселения!
5 Ярко засверкавшего, небывалого
          Агни с его добрыми намерениями
          Зажигают исполнители гимнов,
          Хотара, господина племен.
6 А также помоги нам с молитвой,
          С гимнами, о (ты,) лучше всех призывающий богов!
          Пламеней нам на благо, усиленный Марутами,
          О Агни, добывающий тысячи!
7 Даруй же нам тысячное добро,
          Проявляющееся в потомстве (и) в процветании,
          Сверкающее богатство, о Агни, состоящее из прекрасных мужей,
          Высшее, непреходящее!
III, 14. К Агни
1 Радостный хотар поднялся на места жертвенных раздач,
          Истинный жертвователь, лучший из поэтов, он, устроитель (обрядов).
          Сын силы, Агни с колесницей-молнией,
          Пламенновласый, распространил (свой) блеск по земле.
2 Поднесена тебе речь, полная поклонения, – наслаждайся,
          Тебе. понимающему, о (бог,) придерживающийся закона, о наделенный силой!
          Как знаток, привези знатоков! Усаживайся
          Посреди жертвенной соломы-на помощь (нам), о достойный жертв!
3 Пусть побегут к тебе наперегонки Утренняя Заря (и Ночь),
          О Агни, по путям ветра!
          Когда же его первым мажут жертвенными возлияниями,
          Обе они поднимаются в (свои) два дома, словно (двое колесничих) на площадки (колесниц).
4 Митра тебе и Варуна, о наделенный силой
          Агни, все Маруты поют благоволение,
          Чтобы ты, о сын силы, поднялся со (своим) пламенем,
          Распространяясь над поселениями (людскими), (как) солнце- над мужами.
5 Ведь сегодня мы исполнили твое желание,
          Приблизившись с поклонением, с протянутыми руками.
          Пожертвуй богам самой жертвенной мыслью,
          Безошибочным размышлением, как вдохновенный, о Агни!
6 Ведь это от тебя, о сын силы, исходят
          Многочисленные поддержки бога, ис (ходят) награды.
          Дай ты нам тысячное богатство,
          Истинное, (ты,) о Агни, со словом, лишенным обмана!
7 Для тебя, о сила действия, о обладатель силы духа поэта, – все, то,
          Что мы, смертные, о бог, сделали во время обряда.
          Заметь каждого (жертвователя) с хорошей колесницей!
          Угощайся здесь всем этим, о Агни бессмертный!
Вернуться к содержанию Ригведа
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия