Тайны и Факты

Древняя Индия

Мифология, Веды, также развитие культуры, философии, астрономии и история Древней Индии

Ригведа | Мандала десятая | гимны X, 122-133

X, 122. К Агни

Автор, по анукрамани, Читрамахас из рода Васиштхи (Citramahas Vasistha). Размер – джагати, стихи 1-5 триштубх
1a:обладающего:поразительным блаженством citramahasam
7c:чтобы возрадоваться mahayayyaya

1 Я хочу воспеть (обладающего), как Васу, поразительным блаженством,
Любимого, милого гостя, не настроенного враждебно.
Пусть дарует он всенасыщающие награды,
Агни, хотар, хозяин дома, (и) богатсвто из прекрасных сыновей! [далее…]

Ригведа | Мандала десятая | гимны X, 118-121

X, 118. К Агни-убийце ракшасов

Автор, по анукрамани, – Урукшая, сын Амахию (Uruksaya Amahiyava). Размер – гаятри. Как отмечает Гельднер, соседние стихи этого гимна связаны между собой цепочкой повторяющихся слов и выражений

1 О Агни, ты убиваешь наповал атрина,
Сверкая среди смертных
В своей обители, о ты, чьи деяния светлы. [далее…]

Ригведа | Мандала десятая | гимны X, 114-117

< X, 114. Ко Всем-Богам

1 Два жара, граничащих друг с другом, заполнили трехчастную (вселенную).
Явился Матаришван (находить) в них радость.
Они устремились, желая добыть молоко неба:
Боги знали хвалебную песнь вместе с мелодией. [далее…]

Ригведа | Мандала десятая | гимны X, 109-113

X, 109. Ко Всем-Богам

1 Они обсуждали первыми преступление против брахмана:
Безграничный океан, Матаришван,
Крепко охватывающий жар, грозный, подкрепляющий;
Божественные воды, перворожденные по закону. [далее…]

Ригведа | Мандала десятая | гимны X, 101-108

X, 101. К Жрецам

Автор, по анукрамани, – Будха, сын Сомы (Budha Saumya). Размер – триштубх, стихи 4, 6 – гаятри, 5 — брихати, 9, 12 – джагати

1 Пробудитесь единодушно, о друзья!
Вместе зажгите огонь, (вы) многие из одного гнезда!
Дадхикра, Агни и богиню Ушас,
Сопровождаемых Индрой, я зову на помощь. [далее…]

Ригведа | Мандала десятая | гимны X, 91-100

X, 91. К Агни

1 Пробуждаясь, он зажигается теми, кто (уже) пробудился,
Домашний (бог) в доме, набирающий сил на месте Иды,
Хотар каждой жертвы, которого надо выбирать,
Могучий, блистательный, добрый друг для дружелюбного. [далее…]

Ригведа | Мандала десятая | гимны X, 88-90

X, 88. К Сурье и Агни-Вайшванаре

Автор, по анукрамани, – Мурдханват из рода Ангирасов или Вамадевы (Murdhanvat Angirasa или Vamadevya). Размер – триштубх. Автор упоминает разные функции Вайшванары, постепенно расширяя их сферу действия. Это жертвенный костер (стихи 1, 4, 9), солнце (2,3,6,11,13,16), всеобьемлющее начало, пронизывающее мироздание (12, 14). Под конец гимн приобретает спекулятивный характер (17-19) – это размышление на тему о единстве и множественности Агни (18) и о возможности его постигнуть

[далее…]

Ригведа | Мандала десятая | гимны X, 85-87

X, 85. Свадебный гимн

Автор, по анукрамани – Сурья, дочь Савитара (Syrya Savitari). Размер: ануштубх; стихи 14, 19-21, 23-24, 26, 36-37, 44 – триштубх; стихи 18, 37, 43 – джагати; стих 34 – уробрихати. Это единственный в РВ гимн, посвященный свадьбе. Цель его – дать собрание формул, которые исполняются во время свадебного обряда на разных его этапах. И в наши дни стихи этого гимна исполняются в Индии на индусских свадьбах.

[далее…]

Ригведа | Мандала десятая | гимны X, 76-84

X, 76. К давильным камням

Автор, по анукрамани, змей Джараткарна, сын Иравата (Jaratkarna Airavata sarpa). Тема – давильные камни (gravanah). Размер – джагати.
3a-c:его деятельность – По Саяне, референтом является давильный камень. По Гельднеру, это Индра, поскольку далее следует намек на миф о том, как Индра оторвал три головы у сына Тваштара-Вишварупы, отобрав у него коров. См. II, 11, 19 и X, 8, 7-9.
7b:этого ищущего коров (gaviso) – Т.е. сомы

[далее…]

стр.1 « 23456 »25