сайт Тайны и Факты

Дакша

Дакша (древнеинд. Daksha, собственно «ловкий», «умный», «правый», «способный») — 1) одно из шести индийских светлых божеств Адитья, братьев Варуны; близки Варуне по существу, но менее значительны. В Ведах они еще мало самостоятельны и являются более или менее видоизменениями одного образа (Варуна). Позже Дакша является более обособленным. Он — сын Брахмы, один из Праджапати, иногда даже глава их. В Магабхарате и Дуранах Дакша происходит из большого пальца Брахмы, а при посредстве другой своей матери, M?rish?, является эманацией Сомы (напиток, луна), иногда отцом и потомком луны в одно и то же время. В поэме «Гариванша» Дакша есть одно из воплощений Вишну и творец всего существующего. 2) — Индийский законодатель, один из 18 авторов Дхармашастр — индийских кодексов.

Дакша, в ведийской и индуистской мифологии божество класса адитьев. Как имя бога встречается в «Ригведе» менее десятка раз; это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Дакша является то, что он рожден от Адити и он же родил Адити («Ригведа», X 72, 4-5; не-сущее и сущее — в лоне Адити при рождении Дакша, особенно в «Ригведе» III 27, 9; Агни и Дакша). В «Шатапатха-брахмане» (II 4, 4, 2) Дакша отождествляется с творцом Праджапати, а в «Ригведе» (VI 50, 2; VIII 63, 10) его называют отцом богов.

С Дакша связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчеркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца; женой Дакша стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини; отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. У Дакша и его жены было 50 (в некоторых источниках — 60) дочерей, из них 13 Дакша отдал в жены Кашьяпе, 27 — Соме, а 10 — богу справедливости Дхарме (иногда — Ману). Старшая дочь Дакша Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану — матерью данавов, а третья Адити — матерью адитьев и, следовательно, самого Дакша («Шат.-брахмана» XI, «Махабхарата», XII).

Один из наиболее известных мифов излагает историю жертвоприношения Дакша («Махабхарата», «Айт.-брахмана» III и др.): во искупление греха владыка созданий Дакша на вершине горы Химават устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (Шивы); разгневанный, Рудра пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша — «голова антилопы»; Рудра нападает на сыновей Адити, наносит им увечья, в частности, он сносит голову Дакша; найти ее нигде не могут и приставляют Дакша козлиную голову (ср. сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает в преступную связь со своей дочерью Рохини).

В «Махабхарате» (XII) и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жены 27 дочерей Дакша, но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Дакша прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Дакша проклял Сому и тот стал чахнуть; одновременно стали чахнуть растения и животные. Встревоженные, боги упросили Дакша смилостивиться над Сомой. В «Хариванше» отмечен мотив превращения Вишну в Дакша и сотворения им разных существ. При всей бесспорности связи ведийского Дакша с послеведийским последний противостоит первому по той легкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм).

Вернуться на Боги Древней Индии

Древняя Индия

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия