Древний мир

Непознанное

Космос

Брахадисвара

Брахадисвара — Великий храм в Танджавуре, одном из древнейших городов Южной Индии. Расцвет города приходится на IX-XII века, когда он был столицей могущественной империи Чолов. В XVII веке Танджавур стал столицей одноименного княжества в составе Маратхского государства. С середины XVII столетия этим княжеством правили махараджи — потомки принца Экоджи, брата основателя Маратхского государства полководца Шиваджи. Танджавурское княжество было ликвидировано англичанами в 1855 году.

Сегодняшний Танджавур — административный центр дистрикта (округа) в юго-восточном индийском штате Тамил-Наду. Высоко над древним городом возвышается Великий храм Брахадисвара, главная достопримечательность города. Его сложенный из розоватого камня гопурам — традиционная для индийских храмов пирамидальная башня, покрытая каменным узором — имеет высоту 60 метров и царит над городскими улицами, плоскими крышами домов и дворцом бывших правителей Танджавура.

Великий храм посвящен богу Шиве и воздвигнут по приказу Раджараджи — одного из правителей империи Чолов, во времена которого были покорены северная часть Цейлона и некоторые районы Бенгалии, а империя Чолов достигла вершины своего могущества. Строительство храма было начато около 985 года, а завершено в 1009 году (по другим сведениям — в 1012 году). Его создание — одно из самых выдающихся достижений искусства эпохи Чолов.

Великий храм Брахадисвара стал сильнейшей крепостью Южной Индии. Рядом с храмом были построены две новые улицы — специально для храмовых танцовщиц, знавших древнее искусство танца «бхаратнатьям». Помимо танцев, в Танджавуре зародился новый тип музыки — «карнатикский».

В Великом храме и сегодня продолжают устраиваться концерты карнатикской музыки в исполнении лучших музыкантов. А вот в стиле «бхаратнатьям» уже давно никто не танцует — древнее искусство утрачено.

Императоры династии Чолов дарили храму золото, украшения, драгоценные камни, земли и деревни. До сих пор Великий храм является одним из самых богатых храмов юга Индии. В его подземельях сохраняются сокровища, начиная еще со времен империи Чолов. И последующие правители Танджавура — императоры Виджаянагара, наяки Мадураи, маратхские махараджи — щедро одаряли Великий храм. Это считалось и продолжает считаться богоугодным делом. Сокровища Великого храма — тайна за семью печатями. Жрецы никому не показывают их, и в сокровищницы не допускается никто из посторонних.

В облике храма Брахадисвара яркое выражение нашло могущество государства Чолов. Храм окружают две стены, внешняя и внутренняя, с контрфорсами и бастионами. Вдоль внешней стены храма тянется ров, наполненный водой. Оборонительные сооружения храма дополняет высокий вал. Мост, перекинутый через ров, и каменные ворота выводят на просторный открытый двор, вымощенный камнем и окруженный невысокими постройками. Парапет внутренней стены украшен многочисленными фигурками танцовщиц, вырезанными из камня. Их застывшие в камне движения полны изящества и экспрессии.

Не образы ли это тех самых храмовых танцовщиц, живших некогда у стен Великого храма? Розовато-серый, тяжело поднимающийся вверх пирамидальный гопурам храма исполнен монументальности и непоколебимой мощи. Его строгий облик подчеркивается ритмичным повторением и чередованием архитектурных деталей, как бы делящих башню на тринадцать ярусов, но эти детали не нарушают общей пирамидальной формы башни.

Прямоугольный нижний ярус гопурама, служащий пьедесталом для всего сооружения, покрыт каменной резьбой и скульптурой. Статуи, некоторые из которых достигают грандиозных размеров, установлены в неглубоких нишах. На первом месте, конечно, многочисленные статуи танцующего бога Шивы, его супруги Парвати и других богов индийского пантеона. За ними — бесконечная череда божеств помельче и мифологических героев, императоров и танцовщиц.

В этом шествии каменных фигур можно увидеть фигуру… европейца! Кто он, этот загадочный путешественник, попавший в Индию Х столетия? Известно, что империя Чолов имела тесные связи с Европой, и какие-то европейцы время от времени появлялись при дворе императоров. Но кто они, каким путем попадали в Индию — остается загадкой. Может быть, когда-нибудь об этом смогут поведать старинные рукописи, хранящиеся в храме. Большинство из них до сих пор не прочитаны.

Внутренние стены Великого храма украшают древние фрески времен империи Чолов. Они напоминают фрески пещерных храмов Аджанты, в них преобладают те же тона — коричневые, белые, желтые, зеленые. Краски на некоторых фресках осыпались и потускнели от древности, но линия рисунка остается четкой и выразительной. На фресках изображены застывшие в стремительном движении танцующие «девадаси» — храмовые танцовщицы, напоминающие летящих богинь; погруженные в раздумья, аскетичные древние мудрецы — риши; пышно одетые императоры династии Чолов в высоких тиарах.

Великий храм Брахадисвара в Танджавуре — один из крупнейших южноиндийских храмов. Он включен в список всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Вернуться  — храмы Индии


Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия

Наша библиотека

Самое читаемое сегодня: