Храм Минакши в Мадурае
Храм Минакши в Мадурае — индуистский храм, названный в честь трёхгрудой богини Минакши, одной из супруг бога Шивы. Находится в южноиндийском штате Тамил-Наду ( Тамилнад), приблизительно в 520 километрах от Мадраса.
«Минакши» означает «рыбьеглазая». Так, по преданию, звали принцессу, у которой действительно были выпуклые и большие «рыбьи» глаза. Была у нее и еще одна особенность — она родилась на свет с тремя грудями. Озадаченные родители призвали на совет нескольких самых уважаемых мудрецов, которые предрекли, что третья грудь принцессы исчезнет в тот день, когда она повстречает своего будущего мужа. Это предсказание сбылось в тот день, когда принцесса Минакши встретила бога Шиву, представшим перед ней под именем Сундарешвара — «Повелитель красоты».
Через восемь дней Минакши обручилась в Мадурае с богом Шивой. В память об этом событии в Мадурае в XVII веке был сооружен громадный храмовый комплекс. Здесь хранятся святыни, связанные с Минакши и Шивой-Сундарешварой, и поэтому до сих пор это святилище остается одним из центров паломничества в Индии.
Создание храма Минакши (его еще называют Большим храмом) относится к годам расцвета Мадурая. Когда под натиском мусульманских султанов пало соседнее северное государство Виджаянагар, Мадурай стал последним оплотом древней индийской культуры. С именем правителя Мадурая — царя Тирумалайи из династии Наяков, правившего в 1623-1659 годах, связан последний взлет средневекового индийского храмового зодчества.
Архитектура индуистских храмов отвечает основным положениям индуизма — универсальной религии, распространенной далеко за пределами Индии. Центральной идеей индуизма является положение о вечном круговороте бытия (сансара). На этом строится учение о перевоплощении душ.
Всякое новое воплощение считается звеном в длинной цепи рождений: человек умирает, но его душа обретает новое тело. Так продолжается до тех пор, пока эта личная душа — Атман — не сольется с вселенским абсолютом — Брахманом.Место, где человек вновь воплощается, его положение в обществе и судьба зависят от его деяний, благих или дурных поступков в прошлых воплощениях. Возмездие за грехи определяется законом кармы.
Нормы праведной жизни устанавливает дхарма — правила поведения, указывающие, что есть добро, а что зло. Путем, ведущему к конечному «освобождению» от пут кармы и спасению считается высшая абстрактная мудрость («путь знания»). В этом состоит принципиальное отличие индуизма от христианства, где путем к спасению является не бесстрастный «путь знания», а любовь к ближнему.
Храмовый комплекс Минакши занимает площадь 258 х 223 метра. Распланированную территорию ансамбля со множеством внутренних двориков и водоемов для омовения украшают восемь башен-гопурамов. Четыре из них возвышаются на наружных стенах храмового комплекса, отмечая места ворот, другие четыре, меньших размеров — на ограде, находящейся на территории внутреннего двора. Высота самого высокого гопурама составляет 50 метров. Для увеличения эффекта масштабности его многочисленные ярусы уменьшаются к вершине башни, которую увенчивает традиционный для Южной Индии каменный валик-цилиндр.
Большинство зданий из всего комплекса храмовых построек относятся к эпохе царя Тирумалайи, а необычайный по красоте Тысячеколонный зал Шивы, вероятно, построен несколько ранее — в середине XVI века. В облике главного святилища храма Минакши можно увидеть те перемены, которые претерпело индийское искусство в период упадка. Храм, построенный в XVII веке, утратил прежнее значение центра всего ансамбля, лишился традиционной для древних храмов Индии башни-шикхары. Это всего лишь невысокое здание с плоской крышей, окруженное обширной сетью внутренних крытых дворов и коридоров с многоколонными галереями.
Богатство украшенных фигурами колонн, коридоров, залов и святилищ может показаться чрезмерным. Среди этого лабиринта выделяется знаменитый Тысячеколонный зал бога Шивы. На самом деле здесь не тысяча, а более двух тысяч колонн. Считается, что здесь невозможно найти двух похожих колонн. При этом они оформлены с необычайной щедростью, убранство многих колонн выглядит даже перегруженным, но при этом они не теряют своего изящества и выглядят очень пышно.
Изучение скульптур, которые украшают колонны, могло бы занять много месяцев. Среди них — боги, богини, эпические герои, танцовщицы и музыканты, драконы, фантастические существа, животные. Они как бы иллюстрируют все неисчерпаемое богатство индийской мифологии.
В Тысячеколонном зале сейчас устроен музей, но сам храм Минакши продолжает функционировать и оставаться местом паломничества, сюда ежегодно устремляются десятки тысяч людей. Существуют свидетельства о 64 фактах чудес, которые Шива якобы свершил в храме Минакши.
Перед входом в храм паломники совершают ритуальные омовения в огромном пруду, называемом прудом Золотой Лилии и в нескольких водоемах поменьше. К пруду Золотой Лилии ведет прямая отвесная лестница, окруженная расписной колоннадой.
Храм открыт для паломников и днем и ночью. Многочисленные торговцы держат здесь свои лавочки и торгуют всевозможными сувенирами — от крошечных фигурок Шивы до пряностей и благовоний. Весьма популярна также сандаловая паста — ее приносят в дар богам для умащения священных статуй.
Центральное святилище Шивы скрыто в небольшом, таинственном и сумрачном помещении и доступно только ограниченному числу священнослужителей и немногим избранным.
Центральная ось храма и святилища Сун-дарешвара направлена с востока на запад. Внутри храма есть специальный проход для торжественной процессии — пуджа, ведущий вокруг святилища, что позволяет обойти вокруг него по часовой стрелке.
По особым праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице выносят к верующим и торжественно провозят вокруг храма. В колесницу впряжен слон — в честь слоноподобного бога Ганеша. Фигура этого бога тоже часто встречается в храме.
В храме Минакши часто организуются приуроченные к праздникам торжественные процессии, сопровождаемые музыкантами. Ежегодно в январе-феврале в Мадурае отмечается праздник Теппам — «праздник на плотах», который всегда привлекает множество паломников. Изображения Шивы-Сундарешвары и трехгрудой Минакши выносят из храма и провозят на плотах по искусственному озеру Мариамман-Теппаккулам. За ними на плотах и лодках плывет вся праздничная процессия. На одном из островов посреди озера стоит храм, построенный в то же самое время, что храм Минакши.
Храм Минакши в Мадурае наряду с несколькими другими храмовыми ансамблями Южной Индии завершил собой эпоху традиционной индийской храмовой архитектуры. В период начавшийся в XVIII веке европейской колонизации крупное храмовое строительство в Индии прекратилось.
Вернуться — храмы Индии
Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия