Геката
Геката — в греческой мифологии богиня лунного света, властительница мрака, покровительница чудовищ и привидений, древняя богиня подземного мира. Впервые упоминается Гесиодом (ок. 700 г. до н.э) в “Теогонии” как рожденная от брака титана Персея и титаниды Астерии. Другие источники называют ее дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Еще в царствование Урана она обладала великой силой, а Зевс, в благодарность за помощь в титаномахии, наградил Гекату властью над судьбами земли и моря. Геката имела дочь Сциллу, рожденную от Форкиса.
Большей частью считается, что культ Гекаты пришел в Древнюю Грецию от фракийцев. Но Нильссон в “Греческой народной религии” полагает, что культ Гекаты происходит из Карии; “это подтверждается тем, что личные имена, в которые входит ее имя, часто встречаются именно в этой области, в то время как в других местах они редки или вообще не известны”.
Геката — древняя хтоническая богиня, которая после победы над титанами не только сохранила свои архаические функции, но даже глубоко чтилась самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневной жизни. Она — подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Таким образом, ее полномочия поначалу распространялись на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.
По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.
Что же означали три лика богини?
Дневной лик Гекаты: покровительница охоты, пастушества, юношества, общественных занятий, таких как собрания, состязания, судебные прения и военные достижения. Борьба ради борьбы. Здесь она представала как женщина среднего возраста, опытная и мудрая советчица людей.
Ночной лик Гекаты: покровительница мрака, ночи, кошмаров, мести, разврата и колдовства. Прекрасен и устрашающ этот облик со змеями в волосах. Она охотница (как и дева Артемида – сестра Аполлона и воительница), но ее охота мрачная, ночная. Обладая дьявольской силой, она бродит по Земле ночью со сворой стигийскими красноглазых собак из ада и со свитой душ умерших. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Ее видят только собаки, и, если собаки воют ночью, это значит, что Геката рядом. Именно в этой своей ипостаси она помогала Медее в приготовлении зелий. Ей молились отвергнутые влюбленные и убийцы. Она внушала, как готовить отвары для приворотов и яды.
Третий лик Гекаты: небесная, «Урания Геката» — неодолимая духовная любовь. Она юна и красива той небесной красотой, что не вызывает плотских желаний, а только преклоненье и восторг. В этом облике Геката помогает философам, ученым, «выводит души» людей из Царства мертвых к свету и любви.
В образе богини Гекаты чувствуется переплетение представлений древних народов, связывающих два мира: живых и мертвых. Геката — и мрак, и свет одновременно. Статуи Гекаты в трех ипостасях (три женщины, как бы связанные спинами) часто ставились на перекрестке трех дорог и при полной луне проводились тайные ритуалы, чтобы умилостивить богиню. Статуи Гекаты с факелами и мечами ставились перед домами, чтобы держать злых духов в страхе. Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи.
Гекату связывают со многими заклинаниями, жертвоприношениями и ритуалами и в более поздние времена.Люди старались умилостивить ее, оставляя сердца кур и медовые лепешки перец своими дверьми. В последний день месяца на перекрестки приносили дары — мед, лук, рыбу и яйца, с жертвами в виде кукол девочек-младенцев и ягнят женского пола. Колдуны собирались на перекрестках, чтобы засвидетельствовать ей почтение.
Одно обращение к Гекате упоминается в труде христианского Св. Ипполита «Философумена» (III век): “Прийди, адская, земная и небесная Bombo (Геката), богиня широких дорог, перекрестков, ты, которая ездит туда и сюда ночью с факелом в руке, враг дня. Друг и возлюбленная тьмы, ты, которая радуется, когда суки воют и льется теплая кровь, ты, которая бродишь среди призраков и могил, ты, которая удовлетворяешь жажду крови, ты, которая вызываешь страх в смертных душах детей, Горго, Мормо, Луна, в тысяче видов, брось свой милостивый взор на наше жертвоприношение”.
В Римский период Гекату называли Тривией («трехликой»). Бывали храмы и в честь лишь одной из ипостасей Гекаты. В честь Гекаты также назван сотый астероид в поясе малых планет.
Вернуться к списку богов Древней Греции