Крит и Стронгеле — центр минойской цивилизации
Ряд ученых в свое время выдвигал гипотезу о том, что высокоразвитые города на Пелопоннесе и в Средней Греции возникли как центры колонизации Балкан Критом. Однако большинство исследователей считало, что на территории Пелопоннеса и Средней Греции существовало несколько самостоятельных примитивно-рабовладельческих государств.
Эта точка зрения подтверждалась особенностями микенской архитектуры и главное содержанием поэм Гомера. Дело в том, что именно Илиада и Одиссея определяли адреса работы археологов, в чем убедили мир еще работы Г. Шлимана. Однако в последнее время историческая достоверность поэм Гомера, как и авторство великого поэта, подвергаются все большим сомнениям. В текстах поэм специалисты обнаруживают разделы, относящиеся к VII и VIII вв. до н.э. Сегодня подвергается сомнению даже сама Троянская война.
Известный английский историк М. Финли писал: “Мы предлагаем вычеркнуть гомерову Троянскую войну из истории греческого бронзового века”. С ним согласен и ряд других ученых.
Официальная историческая наука еще придерживается мнения о том, что Троянская война греков-ахейцев и Илиона проходила в том виде, как ее описал Гомер. Однако противоречащие этому факты накапливаются. Советский историк Л. Клейн писал: “Кносское и Пилосское государства, судя по археологическим данным, были в предполагаемую эпоху Троянской войны куда больше, чем выходит по Гомеру. Он же изображает их такими, какими они реально стали уже в VIII-VII вв.”.
А если так, то главный аргумент о самостоятельности ахейских греков, да еще в период, когда существовали истинные минойцы, жившие до катаклизма на острове Стронгеле, становится сомнительным. А. Молчанов пишет: “…для крито-греческих и общеэллинских исторических преданий кносские цари и ахейцы времен Троянской войны и ближайших к ней — суть несомненные потомки древнего Миноса. Престиж старинного минойского происхождения их династий (действительного или мнимого) был настолько велик, что самые могущественные из ахейских владык цари Микен стремились породниться с ними и дорожили этим родством.
Недаром в песнях аэдов, из которых сложилась позднее Илиада и Одиссея, прославлялись не только он сам (Агамемнонавт и Менелай), но и их царственная родня с Крита, а особенно предок Минос, удостоенный великой чести быть собеседником Зевса”.
Как видно, владыки Микен и Тиринфа и других городов были или минойцами, или находились в родственных связях с ми-нойскими владыками. Все это позволяет предположить, что возведение городских акрополей и дворцов, а до них купольных гробниц, осуществлялось переселившимися на материк с погибшего острова Санторин-Стронгеле минойцами.
Были ли это действительные владыки острова Стронгеле? Ответить на этот вопрос невозможно. По-видимому, нет. Можно предположить, что спасшиеся и прибывшие сюда минойцы были малочисленны. Похоронив погибших, они долго не могли акклиматизироваться на новом месте. А когда акклиматизировались, многое из их культуры было утеряно. Слишком мало их было.
Минойцы на Балканах, как мы полагаем, это — выходцы с острова Стронгеле. Однако на Балканы могли переселяться как минойцы с острова Крит, так и минойцы с острова Стронгеле. Важно установить, какие из них стали правителями в ахейских городах, и прежде всего в Микенах. Здесь необходимо проследить наличие общих культурных традиций или символов в городах греков-ахейцев и минойцев.
Как нам представляется, свидетельством в пользу переселения на материк минойцев с острова Стронгеле служит появление в Микенах изображений львов, как символа верховной власти. К ним можно отнести ритон из золота в виде головы льва. (Четвертая шахтная гробница в Микенах XVI в. до н. э.) Кинжалы с изображениями львов из шахтных гробниц того же времени в Микенах. И знаменитые львиные ворота, сооруженные в XIV — XIII вв. до н.э. в микенском акрополе. Львов на Крите не изображали.
Не менее интересно и возведение акрополей с мощными крепостными стенами на Балканах. Города острова Крит не имели акрополей. Неизвестны здесь и крепостные стены. В то же время, согласно легенде, рассказанной Платоном, Матерь-город атлантов на круглом острове, отождествляемый нами с островом Стронгеле, имел акрополь и крепостные стены. Мощные стены окружают изображение дворца на фреске из “дома Адмирала”. Она раскрыта археологами на острове Тира (архипелаг Санторин). Можно предположить, что акрополи и стены в городах на Балканах продолжают традиции минойцев с острова Стронгеле.
Согласно легендам греков, минойский остров Крит — мощное государство. Афины, например, платят им дань людьми (миф о Тезее и Минотавре). С этой точки зрения интересно проследить отношение к минойцам Крита хеттов, самого мощного государства этого региона (II тыс. до н.э.).
“Ахейцы образуют мощную державу (или союз относительно независимых царств),- пишет Л. Клейн.- Хеттам приходится с ними считаться. Документы не оставляют в этом сомнений. Хеттский царь прямо отмечает, что “только трех царей считает равными себе-египетского, ассирийского и царя аххийявы”. Отсюда можно сделать вывод, что Крит слабее ахейцев, или что под словом аххийява понимается не только греки-ахейцы, но и критяне. Здесь еще много неясного, но все это очень интересно!
Если принять предлагаемую нами гипотезу о том, что владыками Микен и других городов на Балканах были минойцы, то не удивительно, что влияние минойской культуры и искусства на Балканском полуострове проявляется наиболее полно, поскольку культуру эту создавали для себя сами минойцы. Объяснима и деградация искусства. Меньшие размеры дворцов вполне понятны; не было ни средств, ни мастеров для их строительства. Вполне вероятно, что не было уже и посвященных в тайны культовой застройки. Зато стены, повторявшие и подражавшие стенами Матерь-города на острове Строителе, дешевая и неквалифицированная рабочая сила из примитивных греческих поселений могла возводить достаточно хорошо.
Росписи стен во дворцах на материке, да и на Крите, в этот период выполнялись в сухой и жесткой манере. Тематика росписей отвечает как традициям, так и новой жизни минойцев на материке. Думается, что это — последние проблески гибнущей минойской культуры. Гибель культуры ахейской Греции и последних потомков минойцев острова Стронгеле на Балканах связывается с нашествием дорийских племен с севера. Пришельцы разрушили города, дворцы, уничтожили живопись и даже керамику. Начинается формирование новой культуры на новом месте.
Но, позвольте, скажет внимательный читатель, в формировании новой культуры участвуют не только дорийцы, но и ахейцы, эоляне, ионийцы, то есть племена, жившие здесь до нашествия дорийцев. Почему они полностью утеряли свою высокую микенскую, а вернее, минойскую культуру?
Создается впечатление, что культура минойцев, существовавшая в Микенах, Тиринфе, Пилосе, была культурой завоевателей. По-видимому, она была непонятна, а может быть, ненавистна не только пришельцам, но и местному населению. А это свидетельствует о том, что она не была культурой жившего там народа. Ее принесли на землю Пелопоннеса минойцы. Местные жители общинных поселков не могли усвоить культуру минойцев. Они сохранили только их историю, как историю богов и потомков богов, превратив ее в мифологию, поскольку та была для грека непонятна, необычайна и недосягаема.