Что известно о тунгусском метеорите сегодня
От мощной световой вспышки воспламенилась лесная подстилка. Вспыхнул пожар, отличающийся от обычных лесных пожаров тем, что лес загорелся одновременно на большой площади. Но пламя тут же было сбито ударной волной. Затем вновь возникли очаги пожара, которые слились, при этом горел не стоячий лес, а лес поваленный. Причем горение происходило не сплошь, а отдельными очагами.
Биологические последствия взрыва. Они связаны с существенными изменениями наследственности растений (в частности, сосен) в этом районе. Там вырос лес, возобновилась флора и фауна. Однако лес в районе катастрофы растет необычно быстро, причем не только молодняк, но и 200 — 300-летние деревья, случайно уцелевшие после взрыва. Максимум таких изменений совпадает с проекцией траектории полета ТКТ. Кажется, причина ускоренного прироста действует и в настоящее время.
Чем это вызвано? Пожарами, которые расчистили местность и добавили минеральные удобрения в почву? Какими-то физиологическими или генетическими стимуляционными эффектами? На эти вопросы ответов пока нет.
Параметры траектории полета. Для уяснения физических процессов, вызвавших взрыв Тунгусского космического тела, очень важно знать направление его полета, а также угол наклона траектории к плоскости горизонта и, конечно, скорость. По всем известным до 1964 г. материалам ТКТ двигалось по наклонной траектории почти точно с юга на север (южный вариант). Но после тщательного изучения вывала леса был сделан другой вывод: проекция траектории полета направлена с востока-юго-востока на запад-северо-запад (восточный вариант). При этом непосредственно перед взрывом ТКТ двигалось почти строго с востока на запад (азимут траектории 90 — 95 градусов).
В связи с тем, что расхождение направлений двух вариантов траекторий достигает 35 градусов, то можно предположить: направление движения Тунгусского метеорита в ходе его полета изменялось.
Большинство специалистов склоняются к мысли, что угол наклона восточной траектории к горизонту, как и южной, был относительно пологим и не превышал величины 10 — 20 градусов. Называются также значения 30 — 35 градусов и 40 — 45 градусов. Вполне возможно, что наклон траектории также менялся в процессе движения.
Различны и высказывания о скорости полета. Здесь тоже две различные точки зрения: единицы и десятки километров в секунду.