Призраки рейса 401

Авиационная катастрофа L-1011 в Эверглейдсе произошла 29 декабря 1972 года. Lockheed L-1011-385-1 TriStar авиакомпании «Eastern Air Lines», совершавший рейс EAL 401 по маршруту Нью-Йорк-Майами, упал в болото Эверглейдс в штате Флорида. Погибло 99 человек, 77 выжило. Командиром воздушного судна был 55-летний Роберт «Боб» Лофт. Второй пилот – 39-летний Альберт Джон Стокстилл, бортинженер – 51-летний Дональд «Дон» Репо. В кабине вместе с экипажем летел главный инженер авиакомпании «Eastern Air Lines» — 47-летний Анджело Донадео.

Рейс EAL 401 вылетел из Нью-Йорка в 21:20 EST (североамериканское восточное время). В 23:34 EST при подходе к аэропорту Майами при выпуске шасси не загорелась лампочка передней стойки шасси. Экипаж прекратил заход, и по команде диспетчера занял высоту 660 метров, направившись в зону ожидания. При этом автопилот был включен в режиме держания высоты.

На самом деле передняя стойка шасси вышла нормально, просто перегорела лампа индикатора. Видимо, это был уже не первый подобный случай, и командир воздушного судна, второй пилот и бортинженер занялись извлечением лампочки из пульта и её проверкой. При этом командир воздушного судна довольно сильно задел штурвал, что привело к отключению автопилота. Извлечение лампочки из пульта в полёте настолько отвлекло внимание, что никто в кабине экипажа не обратил внимания на то, что автопилот отключен, а самолёт медленно снижается.

Только в последний момент второй пилот спросил: «Мы всё ещё на высоте 660 метров?»

Командир воздушного судна попытался поднять самолёт выше, но было уже слишком поздно. В 23:42 EST самолёт на полной скорости врезался в болото Эверглейдс и разломился на несколько частей.

Командир экипажа Боб Лофт и бортинженер Дон Репо разделили участь 101 пассажиров и других членов экипажа. Первоначально Лофт и Репо были среди тех, кто уцелел после катастрофы, однако приблизительно спустя час Лофт умер в кабине самолёта, не дождавшись спасателей. Репо был тяжело ранен и, по-видимому, получил травму, когда его вытаскивали из-под обломков. Он прожил после случившегося 30 часов.

Роберт Лофт (слева) и Дональд Репо (справа)

Роберт «Боб» Лофт (слева) и Дональд «Дон» Репо (справа)

В целях сокращения расходов компания «Eastern Air Lines» решила использовать сохранившиеся части аварийного самолёта при ремонте других машин. Вскоре после этого возникли слухи, что призраки Репо, Лофта и других неопознанных участников рейса появились на многих маршрутах «Eastern Air Lines». В течение следующего года отмечалось, что наиболее часто они обнаруживались на самолёте под номером 318 и других машинах модели Lockheed L-1011 TriStar, которые компания «Eastern Air Lines» предоставляла в аренду другим компаниям. Все они содержали части разбившегося лайнера.

Члены экипажей и пассажиры неоднократно утверждали, что они видели призраков и слышали их голоса по переговорному устройству. Например, подозревалось, что это призрак пилота Лофта инструктирует пассажиров о ремнях безопасности и правилах курения в салоне по системе внутренней связи, когда никто из экипажа в этот момент подобных сообщений не делал.

Один из вице-президентов компании «Eastern Air Lines» сел в нью-йоркском аэропорту им. Джона Кеннеди на самолёт Tristar, направлявшийся в Майами, и разговорился с капитаном в униформе, также сидевшем в первом классе. Внезапно он узнал в капитане покойного Лофта, после чего призрак исчез.

Однажды стюардесса увидела мужчину в форме бортинженера, чинившего духовку, — позднее она опознала в нём Репо. Вес её словам придаёт подтверждение собственного бортинженера, что он духовку не чинил, и что на борту нет другого инженера, который мог бы заняться этим.

В другом случае, стюардесса по имени Фэй Мерриуэзер увидела лицо Репо, глядящее на неё из духовки в камбузе самолётаTri-Star 318. Встревожившись, Фэй привела на камбуз ещё двоих коллег, одним из которых был бортинженер, друг Репо, сразу его узнавший. Все трое отчётливо услышали, как Репо произнёс: «Опасайтесь пожара на этом самолёте». Позднее была обнаружена серьёзная проблема с двигателем, и дальнейший полёт был отменён. Стоит отметить, что камбуз Tri-Star 328 был практически весь воссоздан из обломков, оставшихся после крушения полёта 401.

Похоже, что после роковой ошибки, погубившей рейс 401, главной заботой духа Репо стало всё, что имело отношение к безопасности полётов и работе оборудования. Однажды бортинженер совершал предполётный осмотр самолёта и увидел призрак Репо, который сообщил ему, что он уже всё проверил, и исчез. В другой раз Репо предупредил бортинженера о повреждении в электросистеме, и при проверке неисправность была обнаружена. Был случай, когда он предупредил о неисправности в гидравлике самолёта. Дух Репо сказал тогда пилоту, что его L-1011 должен был разбиться, но «мы никогда не допустим этого снова».

Как-то раз одна пассажирка обеспокоенно задала вопрос стюардессе о тихом, ни на что не реагирующем мужчине в форме «Eastern Air Lines», сидевшем в соседнем кресле. Не успела она это сделать, как мужчина просто исчез на глазах множества очевидцев, оставив несчастную пассажирку в истерике. Когда позже ей показали ряд фотографий бортинженеров компании, женщина опознала Репо, как своего соседа.

Сообщения очевидцев руководство компании воспринимало со скепсисом, опасаясь, что данная история бросит тень на репутацию компании. Советы начальства нескольким своим сотрудникам проконсультироваться у состоящего в штате психиатра скрывали в себе угрозу увольнения. Поэтому очевидцы предпочитали молчать. История была обнародована в 1976 году в книге Джона Г. Фуллера «Призрак рейса 401»