Масонство в Америке
В северо-американских колониях Англии масонство появилось, по-видимому, в начале XVIII века. В 1730 году, печатая в своей «Пенсильванской газете» отчеты о собраниях лондонских масонов, Бен Франклин мог уже ссылаться на существование «в местной колонии (т.е. Пенсильвании) многих масонских лож» и на «громадный интерес, проявляемый к ним со стороны публики».
Поэтому в текущем году появился в Америке и первый «провинциальный Гроссмейстер» (для провинций Нью-Йорка, Нью-Джерси и Пенсильвании) в лице жившего в Англии сына губернатора Нью-Джерси — Даниеля Кокса. В 1731 году он находился на собрании Великой Лондонской Ложи, где в честь его был поднят тост за «Провинциального Гроссмейстера Северной Америки».
Более важное значение имели грамоты, выданные в 1733 и 1734 году бостонцу Генри Прайсу, первая на звание «Провинциального Гроссмейстера Новой Англии и всех относящихся к ней владений и территорий», а вторая на звание «Гроссмейстера всей Америки».
«Привилегии пенсильванских масонов», об утверждении которых хлопотал перед Прайсом Франклин, заключались в существовании в Филадельфии независимой от Лондона Великой Ложи, учрежденной здесь, при деятельном сотрудничестве Франклина, в 1731 году. Франклин познакомился с масонством, по-видимому, еще в 1725 — 1726 годах на протяжении путешествия в Лондон, когда ему было всего девятнадцать лет. Вступить в масонство он сейчас еще не имел возможности, поскольку для этого требовался по уставу 25-летний возраст, и потому по возвращении в Америку он основал, по примеру масонства, свое собственное тайное общество — «Клуб кожаного передника» — зародыш будущего «Книгоиздательского и Философского Американского Общества».
В масонство он был принят в Филадельфии в 1731 году и сразу стал играть в учрежденной в текущем году Великой Ложе выдающуюся роль: срочно по вступлении в масонство он сделался ее «Депутатом-Гроссмейстером» (товарищем Гроссмейстера), в следующем году он составил для нее первый в Америке масонский устав, а в 1734 году был выбран Гроссмейстером.
Три года спустя в Филадельфии произошло событие, едва не повлиявшее совсем печально на судьбу пенсильванского масонства. Некий Эвон Джонс, аптекарь по профессии, вздумал в компании с несколькими друзьями, как и он, не имевшими никакого отношения к масонству, разыграть шутку над своим учеником Даниилом Ризом — поклонником оккультизма, мечтавшем обязательно вступить в масонский орден, чтобы определить его «ужасные тайны». Шутники рекомендовались Ризу масонами и внесли предложение «вступить в ложу». Тот, не подозревая обмана, срочно дал согласие. Его привели с завязанными глазами в погреб аптекаря, и вынудив проделать различные циничные и фантастические обряды, объявили «посвященным в ученики». Через пару дней началось «посвящение в мастера». На этот раз шутка кончилась трагедией: «сатана», украшенный коровьими рогами и хвостом и державший в руках блюдо с зажженным спиртом (очевидно, «адский огонь»), нечаянно опрокинул его на Риза и причинил ему смертельные ожоги. Джонса и его соучастников арестовали и предали суду как убийц.
Великая ложа Пенсильвании в начале процесса заявила через местные газеты о непричастности масонов к делу, но в обществе быстро распространились противоположные слухи. Темные слухи о масонских правонарушениях дошли и до родителей Франклина, живших в Массачусетсе. Мать в кошмаре оплакивала гибель сына, попавшего в сети «ариан и арминиан». В письме, адресованном отцу по этому предлогу, Франклин уверял его, что «масоны — самые безобидные люди, ни в правилах, ни в поступках которых нет ничего неприятного религии и добрым нравам», и просил свою мать «приостановить ее решение суда над масонами, пока она не определит их лучше». «А пока, — писал он, — пускай она относится к ним доброжелательно, как я отношусь к ее недругам арианам и арминианам, о которых мне так же мало известно что-либо, как и ей о масонах».
В 1755 году в Филадельфии состоялось торжество освящения масонского дома — первый случай освящения здания по масонским обрядам. В публичной процессии, двигавшейся из ложи в церковь Христа «для выслушивания божественной службы», участвовал сам губернатор провинции и 127 членов трех пенсильванских лож, в числе которых был в должности «товарища Гроссмейстера» Великой Ложи и Вениамин Франклин.
Расслоение масонства в Англии нашло отголосок и в американских колониях: наравне со старыми английскими ложами здесь появились шотландские и ирландские ложи, а тоже английские ложи «старого устава», не признававшие авторитета первой Великой Лондонской ложи. Наконец, вместе с английскими войсками (на протяжении французских и индейских войн) приезжали в Америку и странствующие военные ложи, еще большей частью «старого устава». Все эти новые ложи выгодно отличались от прежних своей большей демократичностью и доступностью: тогда как ложи «новых» ограничивали свой состав практически только представителями высшего света, ложи «старых» масонов охотно открывали двери простым офицерам, морякам, купцам средней руки и даже ремесленникам.
Новая Великая Ложа в Лондоне с намного меньшей щепетильностью раздавала свои патенты, чем это делала ее старшая современница. Немудрено, что при первом появлении в Америке «старое» масонство стало получать над «новым» решительный перевес. Оно обгоняло его своим ростом: многие ложи «новых» поменяли свой ритуал, или закрывались по мере того, как весь их состав перекочевывал к «старым».
В Пенсильвании «Великая Провинциальная Ложа» «старых» была организована в 1760 году. Первым Гроссмейстером ее был богатейший землевладелец Пенсильвании Уильям Болл, незадолго до того перкочевавший к «старым» масонам от «новых».
Перед началом революции в Америке числилось восемь великих лож три уже знакомые нам (две в Массачусетсе и одна в Пенсильвании) и другие пять в Нью-Йорке, в Вирджинии, в Джорджии и в обеих Жаролинах. Практически во всех колониях соперничали разные ритуалы, перекрещивались влияния разных центров. В Вирджинии, например, до происхождения там местной Великой Ложи (в 1777 году) масонские ложи основывались и по хартиям Массачусетской Великой Ложи «новых», и по хартиям Пенсильванской Ложи «старых», и по хартиям Великой Шотландской Ложи. В одной из этих последних (шотландских) лож, основанной в 1752 году в маленькой деревушке Фредериксбург, был принят в масонство (4 ноября 1752 года) юный майор королевской армии, будущий герой освободительной войны, Джорж Вашингтон.