Мудрость древних. Скрытые знания.
БЫЛА ЛИ ВСЕМИРНАЯ КАТАСТРОФА?
Часть. 2. МИР ДО КАТАСТРОФЫ.
МУДРОСТЬ ДРЕВНИХ. СКРЫТЫЕ ЗНАНИЯ.
И наконец, какая-то часть знаний была, очевидно, намеренно скрыта их хранителями. Возможно, это были познания, обладание которыми делало человека опасным для окружающих . Особое внимание уделялось тому, чтобы познания эти не стали достоянием военачальников и правителей.
“Каббала” сообщает о некоей книге высших знаний, которая для того, чтобы она не попала в руки недостойных, была спрятана в глубокой пещере. В существование касты носителей тайных знаний верил в свое время и Ньютон. “Существуют другие великие тайны,— писал он,— помимо преобразования металлов, о которых не хвастают великие посвященные… Если правда то, о чем пишет Гермес, их нельзя постичь без того, чтобы мир не оказался в огромной опасности”.
Плутарх сообщает, что не кто иной, как Александр Македонский, будучи учеником Аристотеля, приобщился к знаниям, которые философы не предавали широкой огласке, называли “устными”, “скрытыми”. Когда Александр узнал, что Аристотель написал книгу об этом, он упрекал его в разглашении тайного учения: “Ты поступил неправильно, обнародовав учение, предназначенное только для устного преподавания”,— писал он.
Многие ученые Древней Греции отправлялись за знаниями в Египет и долгое время проводили там при египетских храмах. Но жрецы открывали им далеко не все. “Отличаясь по части знания небесных явлений,— писал Страбон,— жрецы держали его в тайне…и большую часть сведений варвары скрывали”. Варварами для греков были все не-греки, в том числе и египтяне и индийцы. Слова Страбона о сокрытии астрономических и каких-то других познаний подтверждает древнеиндийский текст “Сурья-Сидханта”. Графическое изображение различных фаз солнечного затмения сопровождает ремарка: “Эту тайну богов не следует разглашать всем подряд”. Подобные же оговорки содержат и шумерские астрономические тексты.
Распространение знаний, в том числе практических, тормозилось порой и соображениями другого порядка — стремлением сохранить монопольное положение в той или иной сфере профессиональной деятельности. Это тоже следует иметь в виду.
Стремясь оградить доступ к каким-то важным и опасным познаниям, посвященные строго хранили их тайну. “Кто волшебные тайны слова постигнет, пусть хранит от всех и в учении скроет”,— читаем мы в “Ригведе”. А один из магических египетских папирусов начинается и кончается призывом: “Замкни уста! Огради свои уста!”.
Во времена Рамзеса III два придворных библиотекаря были обвинены в том, что они недостаточно бдительно охраняли некий магический папирус. Доступ к этому источнику знаний был разрешен только наиболее доверенным людям из жречества.