Невидимые хозяева Алтая
По алтайской традиции, горным вершинам, рекам и озерам давали имена их «хозяев» — духов-кермесов. В воде жили су-ээзи (водяные), в камнях — таш-ээзи (хозяева камней), в горах — туу-ээзи (горные), в лесах — агаш-ээзи (лесные). На перевалах и сегодня стоят жертвенники — так называемые «обо». Это груды камней, в которые нередко воткнут сухой куст, увешанный различными подношениями — цветными ленточками, пучками конского волоса и лоскутами материи. Кто поклонится божеству и оставит подношение, того не тронут злые духи и ждет удача в пути.
Однако, согласно древней алтайской мифологии, и простые смертные могли превращаться в горы и реки. Вот, например, миф о сотворении Алтайских гор.
Когда-то на месте Горного Алтая простиралась выжженная солнцем степь. Жило там кочевое племя, которое возглавлял великий Хан Алтай. И была у него дочь — красавица Кадын. Отказывала Кадын богатым женихам, ибо любила бедного пастуха по имени Бий. Отец никогда бы не позволил ей стать женой бедняка и потому приказал разлучить их, заточив обоих в темницу. Но верные люди помогли им бежать. Встретиться они должны были на севере, в тайге. Хан пустил за ними погоню. Но, прежде чем воины его настигли беглецов, те превратились в реки Катунь и Бию. А сам хан и все его войско окаменели. Так и возник Алтай. Самая высокая его вершина — Белуха, в нее превратился сам хан.
Белуха — одно из самых легендарных мест на Алтае. «А на том Камени лежат снега великие», — писал о вершине под названием Белуха русский посол Федор Ботков, следовавший через Алтай в Китай в 1654 году.
Катунские Столбы (за Белухой водилось и это имя, а еще алтайское Кадым-Бажа или Катын-Баш, то есть вершина, истоки Катуни и Ак-Су-Рю (Белая вода), а у киргизов Южного Алтая — Мусс-Ду-Тау (.Ледяная гора) местное население издавна почитало священными, связывало с легендой о коварном и злом духе Эрлике, обитающем в ледяных чертогах и подземных пещерах. Он должен покарать всякого, кто осмелится вступить на ее склоны. По поверью, даже смотреть на эту святыню, прибежище грозных сил, проявляющихся в лавинах, камнепадах, обвалах, грозах, было небезопасно.
Не случайно именно здесь, на Алтае, два столетня подряд искали русские люди таинственное Беловодье, благодатную страну, устроенную как рай земной. Искали и, по их представлениям, находили, приводили сюда из Европейской России, с Урала, из Сибири своих земляков. А по преданиям буддистов, на Белухе располагалась легендарная заоблачная страна богов Шамбала, и именно отсюда великий Будда-Гаутама пришел в Индию.
На Белухе, по словам эзотериков, имеется пуп Земли, энергетически связанный с Космосом, дарующий людям заряд бодрости и здоровья. Какое-то мистическое притяжение исходит от вершины и в наши дни. В середине августа 1999 года, когда ожидали предсказанный конец света, по Кучерлинской тропе к ней проходили около тысячи человек в день.
Не зря, видимо, так запала Белуха в душу Н. Рериха, который рисовал ее неоднократно. «С вершины Студеного видна сама Белуха, о которой шепчут даже пустыни», — писал он в 1926 году.
Еще одна загадка Алтая связана со знаменитой «алтайской принцессой». В 1999 году на плато Укок, среди скал, покрытых рисунками 5—6-тысячелетней давности, была найдена мумия девушки в золотых украшениях. Ее забрали ученые. Однако старожилы поговаривали, что мумию, которая, по их словам, принадлежала прародительнице алтайцев (аборигены называют ее «княжной Кадын» (возможно, речь идет о той самой красавице Кадын, дочери Хана Алтая?), трогать нельзя — за это может настигнуть суровая кара.
Является это простым совпадением или нет, но осенью 2003 года по Горному Алтаю прокатилась серия подземных толчков. Несколько поселков было разрушено, произошли серьезные изменения рельефа, возникли новые водоемы с горячей водой. Неужто этот живописный край поразило нечто вроде проклятия фараонов? Только его правильнее было бы назвать «проклятием принцессы Укок».
Рассказывая об Алтае, нельзя не упомянуть и о Колывани. Колыванский хребет является частью Центрального Алтая. Название его, по словам местных краеведов, означает «кол Ивана»: якобы там есть «особое место», помеченное колом. Однако гораздо чаще названию приписывают иное происхождение: мол, на языке народа чудь «кола» означает «рыба», «эвань» — «ручей», все вместе — «рыбный ручей». Легенда гласит, что чудь добывала здесь руду. Часть ее шла на переплавку, и из нее делали оружие и еще какие-то загадочные вещи. Остальная же руда просто разбрасывалась вокруг. Когда в эти края стали наведываться посланцы царя, таинственный народ ушел под землю: «Земля закрывалась над ними». Однако при раскопках на Колывани ничего не было найдено.
По слухам, здесь имели место исчезновения людей, и есть зоны, где люди испытывают необъяснимый страх. Не говоря уж о наблюдениях НЛО.
И все же считается, что Алтай обладает «положительной энергетикой». Так, на северо-востоке Алтайского края, в 100 км от Барнаула, расположен так называемый город долгожителей, — Заринск. Из 10 тысяч его жителей 900 человек перешагнули 90-летний рубеж. Старейшей из них, Пелагее, исполнился 121 год…
Жима — сокровищница Чингисхана.
Высшая точка священного полуострова Ольхой — гора Жима (820 м). Иногда называют ее Ижимей — по мысу Ижен, что по-бурятски значит — хозяин, владыка острова. Называли его еще Эжин или Бур хан. Отсюда и название каменного мыса неподалеку от поселка Хужир (мыс еще называют Шаманкой).
Сюда приезжали на поклонение кочевники Прибайкалья и Забайкалья. Между прочим, женщинам доступ был запрещен, так как они по вере считались существами низшего порядка и могли осквернить святые места. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору (а разрешение нужно спрашивать у ламы в ближайшем дацане), на год устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на склонах огромное изображение Будды. На привершинном плато находится крупное, почитаемое с древнейших времен обо — холм из камней, выкладываемых в честь духа этой горы. Чтобы сохранить эти пейзажные красоты и охранить от чересчур ретивых поклонников исторические места, здесь организовано два крупнейших в России национальных парка — Прибайкальский и Забайкальский.
С Жимой связывают имя самого «потрясателя Вселенной» — Чингисхана. До сих пор почитатели «кумира» и просто любители истории интересуются вопросом, насколько легенды отражают действительность и бывал ли Чингисхан в этих местах. Можно ли было в те времена перейти Байкал посуху? (Как гласит предание, Темучин одолел его «сухою ногою») Знатоки отвечают, что можно — по льду, так как озеро зимой замерзает.
Идет молва о могилах великих могущественных завоевателей, о спрятанных ими сокровищах. Одни говорят, что Чингисхан закопал на горе Жиме котел с золотом и конской головой. Чья голова, непонятно — может, любимого коня? Поэтому в другой версии вносятся «коррективы»: в котел положен не череп, а нефритовый крест. А кто-то уверен, что где-то в этих краях — то ли на самой Жиме, то ли у ее подножия — похоронен владыка монголов и подвластных земель. Мечтал увидеть место, где заходит солнце, да так и не дошел.
Профессор Иркутского государственного университета В.В. Свинин, знаток монгольской и бурятской истории, к подобным легендам, раскрашенным народной фантазией и догадками, относится явно скептически. Но тем не менее часто проводит раскопки у подножия Жимы. А вдруг повезет?