Древнейшее население Мезоамерики
Как уже упоминалось, существует множество гипотез о том, когда в Западном полушарии впервые появился человек и откуда люди пришли на Американский континент. Мировая наука изучает эту проблему уже более 400 лет. Поскольку в Новом Свете до сих пор не найдено останков человекообразных обезьян, гипотеза об автохтонности населения Америки в настоящее время отвергнута большинством ученых. Согласно современным представлениям, предки индейцев пришли на Американский континент из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Это произошло, по одним данным, примерно 30-40, под другим – 12-15 тыс. лет назад. Достоверных датировок, свидетельствующих, что человек появился в Новом Свете ранее 40 тыс. лет назад, пока нет. Наиболее надежные сведения о древнейших обитателях Америки относятся к концу XII-XI тысячелетию до н.э.
Число первоначальных пришельцев из Азии было невелико и освоение огромных пространств нового континента шло очень медленно. Для того чтобы достичь Огненной Земли, человеку потребовалось 12-15 тысячелетий. Наиболее ранние находки, свидетельствующие о пребывании человека на Аляске, имеют возраст 27-30 тысяч лет (стоянка Олд Кроу, «юконский человек» и др.). Многочисленные находки палеоиндейского времени на территории центральных и южных областей США относятся к концу XII-XI тысячелетий до н.э. Здесь выделяются две большие традиции или культурно-исторические общности, разделенные территориально скалистыми горами, - древневосточная и древнезападная.
Племена, жившие к востоку от Скалистых гор, занимались главным образом охотой на крупных плейстоценовых животных: мамонтов, ископаемых бизонов, верблюдов, лошадей. В районах распространения древнезападной традиции основным занятием населения было собирательство, дополняемое охотой на мелких животных и птиц. В рамках древневосточной традиции на протяжении нескольких тысячелетий сменилось несколько культур. Наиболее ранней считается культура Сандиа, затем следуют культуры Кловис (10000-9000 гг. до н.э.), Фолсом (9000-8000 гг. до н.э.) и некоторые другие. Древнезападные традиции представлены пещерными стоянками Дейнджер (штат Юта), Джипсем (штат Невада) и Бентана (штат Аризона), а также, так называемой, «культурой пустыни». Племена «культуры пустыни» обитатели на огромной территории от юго-западных районов США до глубинных областей Мезоамерики с VIII-VII тысячелетий до н.э. В их экономике наблюдается заметное усиление роли собирательства и уменьшение роли охоты.
Самые ранние материалы с территории Центральной Америки относятся к X тысячелетию до н.э. (культура Диабло). С этого времени и, по крайней мере, до 7000 г. до н.э. Мезоамерику населяли различные группы бродячих отхотников и собирателей, которые вели свое происхождение от североамериканских племен. Это время представлено находками каменных орудий и костей мамонтов в Санта-Исабель-Иста-пан, скелета древнего охотника с разнообразным каменным инвентарем в Тепешпане и отдельными находками древних каменных орудий.
Около VI тысячелетия до н.э. в Мезоамерике происходят серьезные климатические изменения. Климат становится гораздо суше и теплее по сравнению с предшествующим периодом. В результате этого многие виды растительного и животного мира погибли, а их место заняли более приспособленные к новым природным условиям организмы. Равновесие прежнего охотничье-собирательского хозяйства было нарушено и местное население было вынуждено перейти к новым формам хозяйства. Преобладающую роль начинают играть собирательство и охота на мелкую дичь.
С конца VII-VI тысячелетия до н.э. делаются первые робкие попытки по выращиванию полезных растений. Горные районы тропиков и субтропиков создавали наиболее благоприятные условия для земледелия и для жизни древнего человека. Там и находятся зачатки земледельческого хозяйства с отдаленного времени (пещеры Тамаулипаса, Чиколоапан, Кошкатлан и др.). В IV тысячелетии до н.э. появляется трио важнейших культурных растений Нового Света – кукуруза, фасоль и тыква.
III тысячелетие до н.э. – время дальнейшего прогресса земледельческого хозяйства, роста его удельного веса в жизни индейцев. В южных районах Мезоамерики (Пуэбла, Оахака) земледелие в конце III тысячелетия до н.э. начинает играть уже решающую роль в хозяйстве. В это же время или чуть позже здесь впервые появляется керамика и начинают возникать постоянные поселки земледельцев. По мере того как в культуру вводилось все большее число растений и росла продуктивность земледелия, люди могли оставаться все более продолжительное время на том месте, где находились их посевы.
Конечным продуктом этой длительной эволюции были постоянные земледельческие поселения, состоящие из деревянных, обмазанных глиной хижин.
С этого момента процесс развития аборигенных культур Нового Света становится не одинаковым. Различие состоит в том, что возникают центры производящего хозяйства, в то время как остальные племена индейцев продолжают оставаться на стадии охоты и собирательства. Кроме того, сами эти центры возникают далеко не одновременно.
Мезоамерика в доклассический период
На рубеже III и II тысячелетий до н.э. на смену культурам охотников и собирателей приходят культуры ранне-земледельческого облика. По всей Мезоамерике устанавливается относительная близость хозяйственного и культурного уклада, выражавшаяся в господстве земледелия, основанного на возделывании кукурузы, фасоли и тыквы, в наличии постоянных поселений земледельцев и вполне сложившихся традиций в изготовлении керамики.
В рамках доклассического периода в истории Мезоамерики выделяют три этапа: раннеархаический (2000-1000 гг. до н.э.), среднеархаический (1000-500 гг. до н.э.) и позднеархаический (500-100 гг. до н.э.). Нижняя граница (2000 г. до н.э.) определяется моментом, когда хозяйство местного населения базируется уже преимущественно на земледелии. Верхняя граница архаических культур совпадает со временем возникновения первых индейских цивилизаций.
В раннеархаический период резко возрастает число оседлых земледельческих поселений с глинобитными жилищами (Йарумела и Лос-Нараньхос в Западном Гондурасе, Ла-Виктория на Тихоокеанском побережье Гватемалы, Чиапа-де-Корсо в центральной части мексиканского штата Чиапас, древние поселения в долине Техуакан, Южная Пуэбла). Плотность поселений свидетельствует о явном росте населения по сравнению с предыдущей эпохой собирателей, охотников и рыболовов.
Совершенствуется и развивается производство керамики. О наличии ткачества свидетельствуют отпечатки тканей из хлопка и других растительных волокон, часто встречающихся на керамике.
Об уровне развития земледелия позволяют судить растительные остатки в культурном слое отдельных поселений, а также орудия, непосредственно связанные с переработкой растительной пищи (грубые зернотерки, каменные чаши, ступки и песты). Выращивались гибридные сорта маиса, бобы, тыква, амарант, чилийский перец, авокадо, сапоте и хлопок.
Население жило родовыми общинами. Земля обрабатывалась примитивными орудиями, однако в ряде районов особенно на Тихоокеанском побережье благодаря необычайному плодородию вулканических почв, даже при наличии примитивных видов маиса и лишь при помощи палки-копалки собирали неплохие урожаи.
Развитие земледелия привело к важным изменениям в сфере идеологических воззрений. Получают распространение глиняные статуэтки, изображающие обнаженных женщин (отражение культа плодородия).
Земледелие в этот период еще не было настолько продуктивным, чтобы полностью обеспечить население пищей. Это постоянно вынуждало его прибегать к старым видам хозяйственной деятельности: собирательству, рыболовству, охоте.
Среднеархаический этап – время важных глубинных процессов и изменений внутри земледельческих культур. Исчезают архаические пережитки. Основное трио сельскохозяйственных растений – кукуруза, фасоль и тыква – составляет около 85-90% пищи древних земледельцев. Были созданы высокоурожайные сора гибридной кукурузы, появляются первые постоянные системы ирригации, получает развитие мильповое земледелие. Мильповое земледелие – экстенсивный вид хозяйства, соответствующий примерно подсечно-огневому земледелию в лесных районах Европы («мильпа» – участок, расчищенный от зарослей, кукурузное поле). Необычайно плодородные почвы, удобренные золой, тщательно разработанный агрокалендарь и высокая урожайность гибридной кукурузы создали прочную экономическую базу для развития земледельческой культуры.
Дальнейшее развитие получает гончарное производство. Появляется множество новых форм керамики, среди которых выделяются сосуды в виде животных, птиц и рыб. Продолжает существовать и культ глиняных женских статуэток. Их стили становятся гораздо разнообразнее по технике исполнения.
Хозяйственные и культурные достижения создали предпосылки для последующего освоения новых земель. В долине Мехико, на берегах озера Тескоко и окружающих его пресноводных лагун возникает множество новых земледельческих селений. Начинают заселяться низменные лесистые районы Северной Гватемалы и полуострова Юкатан.
Население по-прежнему живет родовыми общинами. Однако, внутри них появляются новые черты. Кое-где появляются специальные некрополи, погребения некоторых из них выделяются среди остальных обилием инвентаря. В самом конце среднеархаического этапа в Мезоамерике появляются первые образцы храмовой архитектуры в виде небольших каменных пирамид, на вершине которых стояли святилища из дерева и глины (долина Техуакана, Каминальхуйю в Гватемале, Луисвиль в Белизе и некоторые другие). Появление первых храмовых построек, а также статуэток шаманов или жрецов свидетельствует о зарождении прослойки жречества. В течение среднеархаического периода возникают культы многих богов, ставших впоследствии основными божествами Мезоамерики. В это же время начинает формироваться и одна из главных концепций всех развитых религий Мезоамерики – идея дуализма.
Все эти тенденции, зародившиеся на среднеархаическом этапе, ярко проявляются к концу доклассического периода Мезоамерики.
Дальнейшее развитие получают производительные силы, прежде всего в области земледелия. Наряду с развитием экстенсивных форм появляется и интенсивное земледелие. Создаются сложные ирригационные системы, используются искусственные террасы. Одновременно с земледелием развиваются ремесла и торговля. В керамике отмечается появление новых характерных форм посуды и первые образцы полихромной росписи. Получает развитие ткачество.
В течение всего позднеархаического этапа наблюдается увеличение числа поселений и их размеров, что свидетельствует о значительном приросте населения. Некоторые старые селения превращаются в религиозные и административные центры, где наряду с массой простых жилищ из глины и дерева возвышались на пирамидах целые комплексы из монументальных храмовых и административных построек. Примером могут служить грандиозные пирамиды храма Солнца в Теотиуакане и «круглого» храма в Куикуилько. Строительство массивных храмовых платформ определялось характером переходной эпохи от первобытности к социально-дифференцированному обществу и государству. Это явление было характерно для большинства древних обществ, в которых основа власти вождя была культово-религиозная. Подобные сооружения становились зримым воплощением этой власти и одновременно символизировали мощь и богатство данного коллектива по отношению к окружающим.
Широкое храмовое строительство свидетельствовало о складывании прослойки профессионального жречества. Одновременно появляются пышные каменные гробницы знати, расположенные под фундаментом храмов и сопровождаемые иногда человеческими жертвоприношениями. Все это свидетельствовало о важных изменениях в социальной структуре общества, говорящих о переходе местных индейских племен от первобытно-общинного строя к социально-дифференцированному обществу и государству. Этот процесс происходил одновременно на большей части территории Мезоамерики, но особенно интенсивно в таких областях, как долина Мехико, горная Гватемала (Каминальхуйю), Южный Веракрус и Табаско (культура «ольмеков»), центральный Чиапас и Петен (Северная Гватемала).
В.Г.Зубарев