сайт Тайны и Факты

Вавилония в Нововавилонский период

История Древней Месопотамии
Вавилония в Нововавилонский период

После низвержения касситской династии в Вавилоне эламитами ок. 1150 г. страной управлял эламский наместник, однако сопротивление вавилонян возглавила т.н. П династия Иссина, изгнавшая эламитов, а при Навуходоносоре I (1125—1104 г) нанесшая им такое поражение при Дере, что после этого Элам в течение трех веков не упоминается в месопотамских источниках.

В возрожденном вавилонском государстве царская власть существенно ослабела, царь превратился скорее в верховного магистрата при автономной и играющей главную роль в стране граждански-храмовой общине Вавилона.

Во время нашествия арамейских племен на Месопотамию (вторая четверть XI — начало X вв. до н.э.) одно из них — халдеи (кесед) — оторвалось от прочих и заселило Южную Вавилонию, образовав племенные княжества в малодоступных районах Приморья, у берегова Персидского залива. Халдейские князья, опиравшиеся на силу своих племен, признавали власть Вавилонии, но скоро стали в ней главной реальной силой, наряду с самой вавилонской общиной.

Вскоре после смерти завоевателя Вавилона ассирийского царя Тиглатпаласара III, власть в Вавилонии захватил халдейский вождь Мардукапалиддин, активно поддержанный всем населением страны и Эламом. Начавшаяся после этого война с Ассирией, за время которой та дважды завоевывала и теряла Вавилонию, завершилась, наконец, в 688 г. до н.э. полным уничтожением Вавилона Синаххерибом. Его преемник Асархаддон восстановил город и особое автономное царство с центром в нем, находящееся в личной унии с Ассирией.

В 652-648 г. вавилоняне вновь восставали против Ассирии. В 626 г., со смертью Ашшурбанапала, началось самое крупное и упорное восстание против ассирийцев, которое возглавил халдей Набопаласар (626-605 г.), основавший новую династию в Вавилоне. Повстанцам удалось взять под свой контроль север страны, а ассирийцы же опирались на свои гарнизоны в крупных городах Ниппуре и Уруке, поддерживавших Ассирию, павших лишь ок.619 г. Затем Набопаласар перенес войну в Верхнюю Месопотамию, а ассирийцы призвали на помощь египтян, чья армия в 616 г. столкнулась с Вавилонией на Среднем Евфрате. Так началась пятидесятилетняя вавилоно-египетская война.

С нападением Мидии на Ассирию и падением Ашшура в 614 г. вавилоняне заключили союз с Мидией и быстро разгромили Ассирию. поделив с мидянами ее территорию: полоса земель, выводящая на Армянское нагорье, досталась мидянам, выводящая в Сирию, на «египетский фронт» — Вавилонии. В 605 г. до н. э. царевич Навуходоносор полностью разгромил египетскую армию при Каркемише и вторгся глубоко в Сирию. Став царем (605-562 г.), Навуходоносор вернулся в Восточное Средиземноморье, и в 604 г. покорил его. Систематические попытки Иудеи передаться Египту, а египтян — утвердиться в Палестине и Финикии (в 590-589 г. Тир, Иудея и города филистимлян перешли на его сторону) привели к тому, что в 597 г. Навуходоносор взял Иерусалим и депортировал значительную часть населения, а в 587 г. — взял повторно, разрушил, угнал почти все его население и аннексировал Иудею.

В 574 г., после 13 лет изнурительной для вавилонян осады, зависимость от Вавилонии признал и Тир. В 567 г. Навуходоносор, воспользовавшись борьбой за власть между фараонами Априем и Амасисом в Египте, вторгся туда, разгромил силы Априя вплоть до Фив и способствовал приходу к власти Амасиса, поддерживавшего дружбу с Вавилонией. Противоборство с Египтом закончилось вавилонской победой.

В 590-х гг. Навуходоносор столкнулся с серьезным кризисом в отношениях с Мидией: в 596 г. на Вавилонию напал мидийский вассал — царь Элама; в ответ на это Навуходоносор ок. 594 г. разгромил Элам и захватил Сузиану, причем, судя по Ветхому Завету, погиб мидийский царевич Артахшатра (библ. Арфаксад). Тогда же в Нижней Месопотамии были выстроены защитные стены и крепости, предназначенные для обороны от мидян. Отвлечение сил Мидии на войну с лидийцами разрядило ситуацию.

Навуходоносор развернул невиданное по масштабам строительство и проведение ирригационных работ. Вавилон при нем стал крупнейшим городом в мире. Применяя ассирийскую практику депортаций, царь пригнал в Вавилонию десятки тысяч работников из иных земель. Однако прочного режима основать он не смог. После его смерти и нескольких дворцовых переворотов к власти пришел узурпатор, жрец-арамей Набонид (556-539 г.), попытавшийся оторваться от Вавилона и создать, используя его ресурсы, обширную державу, объединенную вокруг культа лунного бога Сина.

Опирался он в первую очередь на арамейские племена. Набонид совершил обширные завоевания в Северной Аравии и перенес столицу в захваченный им там город Тейму, царя которого он убил. В Вавилонии он оставил наместником своего сына Белшаруцура (Валтасара). Режим Набонида пользовался такой ненавистью в Вавилонии, что вторжение персидских войск Кира было воспринято в ней как освобождение (539 г.); Кир без особенного труда овладел страной. Персы обошли мощные укрепления Вавилонии, переправились через реку Тигр и захватили город Сиппар. Отсюда Набонид бежал в Вавилон, но город был уже в руках персов.

Большая часть державы была обращена в сатрапии, а коренная Вавилония составила особое царство, находившееся с персами в личной унии. По смерти Кира персидское господство оказалось тяжким; вавилоняне с неслыханным упорством и ожесточением раз за разом восставали против него, пока Ксеркс в 482 г., подавив последнее из них, не упразднил вавилонское царство и не ликвидировал главное ритуальное воплощение его государственности — святилище бога Мардука с его статуей.

Вавилонское общество VII-VI в. до н. э., как и ранее, состояло из свободных полноправных граждан, «царских людей» и рабов. К числу первых относились почти исключительно члены нескольких крупных городских граждански-храмовых общин.

Здесь бурно развивались отношения частной эксплуатации и рабства, прежде всего долгового; храмы, богатые чиновники и купцы имели сотни рабов, отдельные имущие граждане — по 3-5 рабов. Еще конце II тыс. число и мощь частных магнатов угрожающе выросло, а государственный ссектор сократился количественно и качественно; вельможи и цари этого времени, кроме служебных, имеют собственные частные владения.

В конце VII-VI вв., при Халдейской династии, снова появилась могущественная военно-служилая верхушка, опирающаяся на эксплуатацию огромного массива государственных земель и не связанная с частными владениями (хотя и торопящаяся их приобретать). Никаких пожалований нововавилонские цари, по-видимому, не давали, и все крупные частные владения могли возникать только в рамках автономных городов.

Это и привело к бурному развитию свободного найма, ростовщичества и долгового рабства в крупнейших городах халдейской Вавилонии и разорению значительной части их рядового населения. При этом вавилонские рабы могли брать землю в условное держание у частных лиц — своих и чужих хозяев, иметь свое имущество, семьи и т.д., и даже заниматься субарендой. Крупнейшими хозяйствами в городах были храмовые; они использовали труд и рабов, в том числе посаженных на землю, и свободных арендаторов.

Месопотамия

Вернуться к содержанию рубрики Месопотамия