Древний мир

Непознанное

Космос

Князь Владимир (4)

Логично предположить, что опорой Владимира на первых порах должны были стать наемники-варяги, как у Святослава, как у Ольги и Ярополка. Однако, Владимир начинает с меры крутой и неожиданной. Он изгоняет варягов не только из Киева, а вообще из Руси: киевляне вздохнули свободно. Распоясавшиеся наемники бесчинствовали, князю заявляли: «Это наш город, мы его захватили». Требовали выкуп по две гривны с человека — Владимир попросил месяц на сбор огромной дани. Но не дань собирал Владимир в этот месяц, а войско.

Варяги поняли, что их могут просто перебить в Киеве, и, быстро смирясь, попросили, чтобы князь выпустил их «в Греки», внаем Византии. Владимир охотно «путь показал». И пока банда снаряжала ладьи, послал императору — это уже Василию II — письмо: «Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают тебе такого же зла, как и здесь, но, рассели их по разным местам…» Больше же всего просил не отправлять их обратно в Киев. Отчаянное, видно, отребье набрал князь «за морем» для своего похода.

С этого времени Русь вообще перестает опираться на наемную варяжскую силу. Конечно, и много позднее варяжские отряды были на службе у Руси, нанимали и других иноплеменных воинов, русские тоже служили в Византии, но, начиная с Владимира, решающее значение имело свое постоянное войско. Отныне оно формируется на национальной основе.

Изгнание варягов не только обеспечило князю Владмиру широкую популярность. Общине был нанесен удар: отныне смерд, бросив землю, мог найти службу в дружине князя и вернуться в родные пенаты уже не княжим данником, а сборщиком дани. Вторым государственным делом (в летописи все это под 980 годом) Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором».

Существует предположение, что это уступки Владимира старой киевской знати, тем «старцам градским», кто помог ему войти в Киев. Считают также, что существовала традиция, когда новый князь должен был «обновить» обветшавшие фигуры. Последнее маловероятно, во всяком случае, мы не видим в наших источниках нужных аналогов. Наконец, считают — и это наиболее распространенная и хорошо аргументированная точка зрения,- что Владимир пытается создать в Киеве нечто вроде пантеона главных славянских богов, то есть предполагается попытка князя противостоять христианскому проникновению традиционной идеологической системой.

Исторически такие попытки не новы. Подобные пантеоны знал Рим, где божества покоренных народов прямо включались в систему государственных культов, аналогично действует Константин Великий в канун признания христианства государственной религией.

Что должны были возвестить городу и миру — Киеву и Руси эти идолы? Соединение прежних богов в единый религиозный ансамбль? Символ государственного единства? Маловероятно. Киевская Русь изначально — объединение полутора десятков племенных союзов, более сотни племен. И в каждом — свои племенные боги, мало пригодные к условиям большого государства, устраивающегося на совершенно иных основах, чем прежние родо-племенные союзы, чем прежние общины.

В древнем славянстве мы имеем дело не с пантеоном, а с пантеонами племенных богов, не с едиными языческими «представлениями славян о природе», а со сходными анимистическими, тотемистическими и т. д. представлениями, едиными по существу, но разнящимися в местных культах отдельных племен. Слияние такого рода пантеонов в единый, так сказать, «пантеон» — вполне безнадежно практически и совершенно непригодно для целей феодального государства. Классового неравенства, уже реально сложившегося, ни один из прежних языческих богов не мог ни утверждать, ни оправдывать. Ни Перун, чье дело — война, гроза и буря, ни Хоре — солнце, совершающее огненный путь по небу, ни Велес — хранитель мирных стад…


Наша библиотека

Самое читаемое сегодня: