Древний мир

Непознанное

Космос

Повесть временных лет о крещении Руси

«Се повести временных лет» — «Вот повести минувших лет», озаглавил свой исторический труд монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В этой статье мы очень кратко проследим текст «Повести временных лет», останавливаясь лишь на тех событиях, которые нужны для понимания «крещения Руси», смысла и значения этого события. Летописные факты и свидетельства скупы, часто разрозненны. Иногда нужные нам факты оказываются и во времени, и по теме очень далеко отстоящими от рассказа о самом крещении. Но весь этот материал важен в каждой детали, ибо отобран очень обдуманно, весьма скуп, и нужно тщательно вдумываться в любое слово летописи, сопоставлять, анализировать, буквально выжимать из минимума текста всю возможную информацию.

Рассказ начала «Повести» не датирован. Ни Нестор, ни те, кто трудился над летописями до него, не смогли привязать уже для них очень давние известия к каким-то датам, и повествователь в этой части стремится лишь к передаче последовательности событий, датировка которых невозможна еще и потому, что многие события полулегендарны. Так, по летописной записи, о христианстве на Днепре услышали впервые из уст ученика самого Христа, апостола Андрея.

Перед рассказом о проповеди Андрея на Руси Летописец подробно описывает речной путь «из Варяг в Греки и из Грек по Днепру». Описание это переходит в легенду о путешествии апостола на Русь. «А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей брат Петра».

С Андреем церковная традиция связывает распространение христианства в Римской империи, на тех ее землях, которые при разделении империи составили ее восточную часть. Она называлась по-прежнему Римской империей, или империей ромеев (римлян), со столицей в Константинополе, древнем Византии, переименованном императором Константином в свою честь. Этого Константина церковь называет Великим, поскольку именно он провозгласил христианство государственной религией империи.

На Руси Константинополь называли Царьградом, а гордые византийцы — чаще всего просто полисом — городом, поскольку остальные города ими в расчет как бы не принимались. Легенда об Андрее важна в идейном обосновании восточной ветви христианства. Западная (тоже Римская) империя связывает христианство на своих землях с именем другого ученика Христа — апостола Петра. Была создана и легенда о том, что Петр вручил ключи — символ власти на земле и на небе первому римскому папе. Отсюда религиозное обоснование претензий папства на мировое господство.

Андрей же, по евангельской легенде, — родной брат Петра, кроме того, Андрей — апостол «первозванный», первый, кого Христос избрал себе в ученики. Так что обе христианские церкви идейно оперлись на легенды, которые позволяли им настаивать на своем первенстве в христианском мире. Для исторического религиозного сознания все это было весьма важным.

Истинная церковь — это утверждал, в частности, такой высокочтимый теолог, как Тертуллиан, — это та церковь, которая восходит прямо к Христу, то есть основана его апостолами. Это и есть «мать» христиан. Другие христианские церкви — «дочери», должны канонически ориентироваться на апостольскую церковь, то есть быть зависимыми. Так религия становилась политикой. Но мы отвлеклись. Нам еще придется вспомнить об Андрее Первозванном, а сейчас вернемся к пергаментым листам «Повести».


Наша библиотека

Самое читаемое сегодня: