Аспид
Аспид — по поверьям древних, Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит.
Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь. Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска — чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну — деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая — трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков славян.
Заговорить, уничтожить разрушающего все вокруг себя аспида могли, по поверьям, колдуны, «знахари-обаянники», которые использовали нелюбовь аспиды к «трубному гласу»: «Пришедше же обаянницы, обаяти ю, и копают ямы, и садятся в ямы с трубами, и покрывают дном железным и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее: да разжигают клещи и егда вострубят, тогда она засвищет, яко горы потряситися, и прилете к яме, ухо свое приложит на землю, а другое заткнет хоботом… Мечущуюся «от трубного гласа» аспиду знахари-обаянники хватали и держали раскаленными клещами, пока она не погибала». [Забылин, 1880].
В средние века аспида (василиска) изображали на картинах и в скульптуре огромными бескрылыми змеями с раздвоенным языком. Наиболее яркими примерами, изображения аспида в искусстве является памятник Петру первому (в Санкт-Петербурге), конь которого наступает на аспида и с триумфом раздавливает его, а так же изображения Георгия Победоносца попирающего змея на старинных иконах.
Вернуться на: Нечисть в славянской мифологии