Мудрость древних. Знания о Земле. Продолжение 4.

БЫЛА ЛИ ВСЕМИРНАЯ КАТАСТРОФА?
Часть. 2. МИР ДО КАТАСТРОФЫ.
ЗНАНИЯ О ЗЕМЛЕ. Часть 5

Именно этими ранними связями и можно объяснить удивительные аналогии тех высоких познаний и представлений, которые находим мы у народов, удаленных друг от друга на многие десятки тысяч километров. Но сами контакты, свидетельствующие лишь о миграции представлений и движении идей, не указывают на первоисточник этих идей и представлений.
По мере того как наука накапливает все больше сведений и фактов о прошлом, мысль о существовании подобной працивилизации кажется все менее фантастической.

“Археология и этнография последнего полувека,— констатирует профессор Принстонского университета Дж. Кэмпбелл,— выяснили, что древние цивилизации Старого Света — Египет, Месопотамия, Крит и Греция, Индия и Китай — берут начало в единой основе и что это единство происхождения объясняет единство их мифологической и ритуальной структур”. В этом не сложно убедиться, если прочитать и сравнить мифы Древней Греции с индийскими или египетскими.

Учение о материи.
Современная наука пришла к выводу о вечности и неуничтожимости материи. Она пришла к этому выводу в результате многочисленных экспериментов, споров, теоретических и философских обобщений, которыми были заняты поколения ученых. 
Однако представление, имевшее немало общего с этим, существовало, оказывается, еще до начала нашей эры. “Халдейцы утверждают,— читаем мы у Диодора Сицилийского,— что материя мира вечна и что она никогда не подвергнется уничтожению”.

К халдейцам же, (жителям Вавилона), восходит, возможно, и другое представление древних — учение о мельчайшей частице всего сущего, об атоме. Идею мы находим в двух цивилизациях, разделенных многими тысячами километров, в Древней Индии и в Греции. Советский философ В. С. Костюченко, сопоставив обе традиции, обратил внимание на черты сходства между ними. И там и там говорится о неделимости этой мельчайшей частицы материи. И у греческих и у индийских философов атомы невоспринимаемы нашими чувствами в силу своей малости. Атомы вечны, они не созданы и неуничтожимы. И наконец, атомы составляют материальную причину всех предметов и миров, возникающих и гибнущих в космосе.

Здесь важны два момента, и трудно сказать, какой из них важнее — сам факт существования подобных представлений или их появление в двух столь отдаленных друг от друга цивилизациях.
Для примитивных сообществ время суток делилось всего на две части — день и ночь. Постепенно по мере развития общества возникает потребность деления более дробного — на сутки, часы, наконец минуты. Секундная стрелка на циферблате бытовых часов появилась только в наше время. Но точным наукам этого недостаточно, потребовались сотые, тысячные и еще более мелкие доли секунды. Само собой, это стало возможно, и термины эти появились только тогда, когда была создана аппаратура, способная измерять доли секунды.

В Древней Индии подобной аппаратуры, насколько мы знаем, не было. Не было и, как мы представляем себе, самой потребности в измерении столь малых отрезков времени. Почему же тогда мы встречаем в санскритских текстах термин “трути” — 0,3375 секунды? (Сиддханта-Сиромани). И другой — “кашта”, равный 1/300000000 секунды (Врихатх Сатхака)?
Наша цивилизация к столь малым отрезкам времени пришла лишь совсем недавно. В частности, “кашта” оказался очень близок периоду жизни некоторых мезонов и гиперонов.
Одно из двух: либо мы должны заподозрить древних в том, что они изобретали термины, за которыми ничего не стояло, и придумывали единицы измерения, которыми не могли пользоваться; либо остается предположить, что термины эти пришли в санскритские тексты из тех времен, когда за ними стояло живое содержание, т. е. “трути” и “кашта” могли измерять, и в этом была потребность.

Самое читаемое сегодня: